Немертвый ТЮЗ: рецензия на спектакль «Коробочка и Ч»

23 марта 2015 2541 просмотр
, но очень комплиментарно называли «мордовскими Афинами» — наш город по количеству театров отставал только от столиц: Москвы и Петербурга. Тогда театры в городе любили, они собирали аншлаги, и слава их гремела, власть вниманием не обижала. Было это давно, в веке XIX, а что же сегодня?" data-title="Немертвый ТЮЗ: рецензия на спектакль «Коробочка и Ч» — Пенза-пресс, рунет за день">
Театральная критика от Павла Прохоренкова
Когда-то Пензу в шутку, но очень комплиментарно называли «мордовскими Афинами» — наш город по количеству театров отставал только от столиц: Москвы и Петербурга. Тогда театры в городе любили, они собирали аншлаги, и слава их гремела, власть вниманием не обижала. Было это давно, в веке XIX, а что же сегодня?
Монолитом высится пензенский драматический театр, не достать билетов в «Театр доктора Дапертутто», обласканный российской и мировой критикой «Кукольный дом», меня же судьба впервые занесла в наш городской театра юного зрителя.

В ТЮЗе давали «Коробочку и Ч», материал выгодный вдвойне: пьесу написал наш современник, известный драматург и режиссер Николай Коляда, обладать театра собственного имени, а в основе пьесы — и вовсе хрестоматийные «Мертвые души». Уже плюсы — и немалые, ими попытался воспользоваться московский режиссер Сергей Герасимов, а я как зритель дофантазировал-домыслил спектакль, чем спешу поделиться.

Известно, что ТЮЗ в Пензе — это театр-скиталец, обретший в очередной раз очередное здание, очередную крышу, о, точнее, очередную сцену — бывший дом культуры «Маяк». И начинается этот театр не с вешалки — гардероба как такового нет, как нет адаптированной сцены, нет удобных кресел для зрителя, но есть работники ТЮЗа — подвижники, актеры, административная и творческая группа. Именно с них и начинается и ими заканчивается ТЮЗ.

А «Коробочка и Ч» — это спектакль про наш ТЮЗ, про сотни подобных провинциальных театров и людей, которые служат в них. Про тех, кто, несмотря на скотское отношение к культуре, не стал «Мертвыми душами». Сам спектакль, хоть и заявлен как фантасмагория, дышит болью нынешней жизни — это не мистика, не фарс, это капиталистический реализм чистой воды, это спектакль о нас с вами.

Первые десять минут действия чрезвычайно сложно было сидя в неудобном деревянном кресле, доставшимся по наследию от советской эпохи, абстрагироваться от бедности зала, старых стен, минимума звукового и светового оборудования и погрузиться в спектакль. А затем я понял, что верстовые столбы на сцене — это лишние элементы сценографии, что декорации вокруг нас, что эта, мягко говоря, нетеатральная зала и есть самая лучшая декорация.

С каждой репликой актеров ТЮЗа я забывал, что зритель, и становился участником действия, где бедность, жадность, хитрость, глупость и сопутствующие им товары шли рука об руку, витийствовали и рождали вечный сказ о нашей скорбной жизни, где забыты «благородство мыслей», «долг и обязанности земной своей жизни».

Шесть актеров на сцене, где нет действительно «маленьких ролей», а даже второстепенные персонажи вовлечены в игру, — водоворот текста Коляды и Гоголя.

Татьяна Коновалова в роли Коробочки и Сергей Пахомов, сыгравший Чичикова, хороши и органичны, но мне бросилась в глаза игра Татьяны Пчелинцевой, исполнившей роль Софьи Ивановны. Пахомов же и внешне, и интонационно напомнил Александра Калягина в телевизионной роли Чичикова, игра Коноваловой же порой вызывала ассоциации с ролью свахи, которую сыграла Лидия Смирнова в фильме «Женитьба Бальзаминова».

Спектакль получился плотны — час двадцать действия без антракта. На мой взгляд, провисла первая часть постановки, погружение в атмосферу не задалось, ритм сбивался, реплики-афоризмы не заходили в зал.

А вторая картина удивила гротескными ходами, динамикой, режиссерскими ходами. Даже показалось, что увидел два разных спектакля. Но, увидев же, приятно удивился, что былая слава «мордовских Афин» все еще теплится в театральном деле региона, что ТЮЗ, скорее, жив, чем мертв, а его актеры мастерства не подрастеряли, но и востребованы.

Так, Сергей Пахомов в день театра, 27 мая, выйдет на сцену драматического театра в спектакле «Тристан и Изольда». Ступайте в театр, идите в ТЮЗ — убедитесь сами, что люди, которые тут служат, — живые, а не мертвые души.

Социальные комментарии Cackle