Рецензия на фильм «Дуэлянт»

30 сентября 2016 811 просмотров
, а зритель, кажется, всё ещё не получил весомых доказательств того, что отечественный кинематограф всё ещё дышит. Но свет в окошке забрезжил после того, когда на соседнем континенте на кинофестивале в Торонто прошла премьера нашего «Дуэлянта» — тёмной жанровой картины от воротилы авторского кино Алексея Мизгирёва и чаще всего попадающего в яблочко продюсера Александра Роднянского." data-title="Рецензия на фильм «Дуэлянт» — Пенза-пресс, рунет за день">
Кинокритика от Татьяны Котиной
Год российского кино уже практически подходит к концу, а зритель, кажется, всё ещё не получил весомых доказательств того, что отечественный кинематограф всё ещё дышит. Но свет в окошке забрезжил после того, когда на соседнем континенте на кинофестивале в Торонто прошла премьера нашего «Дуэлянта» — тёмной жанровой картины от воротилы авторского кино Алексея Мизгирёва и чаще всего попадающего в яблочко продюсера Александра Роднянского.
Критики, в том числе зарубежные, приняли картину неоднозначно. Общий вердикт: дилетантство, но обаятельное, на грани страсти. Определённо выразить свои мысли после просмотра и правда непросто. Наверное, в первую очередь, потому что «Дуэлянт» оказывается абсолютно не тем, что вы ожидаете, что бы вы себе не вообразили. Он принципиально другой, почти дерзко непохожий на то, что зритель видел ранее, причём не только среди российских продуктов, но и зарубежных. И даже если кто-то не захочет назвать эту ленту удачной, уверяю вас, она уже завоевала себе лавры нового слова и возродила надежды на российский кинематограф.

Вполне возможно, что массовому зрителю «Дуэлянт» всё-таки будет не по зубам, слишком жёстким и негибким оказался этот сплав по-голливудски лощённого блокбастера и вечной тёмной тоски российского авторского кинематографа. Хотя сложности здесь, скорее, эмоциональные: запросто воспринимать всё, что происходит на экране, не получается, потому что эта экзотика немногословности и игры теней, которые ведут актёры, без малого может шокировать неподготовленную публику, забывшую, что иногда пищу могут подать и не пережеванной.



​Конечно, Алексей Мизгирёв смягчает свой артхаусный хук заезженным до дыр сюжетом, где легко можно найти слабые места и существенные пробелы, из-за которых фильм вот-вот посыплется, но удар всё-таки ощутимый — и спасибо ему за это.

В «Дуэлянте» (16+) беззастенчиво царит холодно-расчётливая, маниакально вымеренная стилизация. Окружающая действительность России XIX века, какой на экранах ещё не бывало, воссоздана скрупулезно до болезненной избирательности, она вводит в эстетический транс, похожий на тот, в который открывал дверь Николас Виндинг Рефн в своём «Неоновом демоне». Украшает эту корону чёрный бриллиант неведомого зрителю Петербурга, того, про который Достоевский писал: «Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека». Улицы, сплошь залитые грязью, вечная туманная серость, непрекращающийся дождь, замусоренные закоулки и устрашающие своими масштабами стройки предстают в виде настоящего ада, дна, заката человечества, но таким близким и настоящим, беззащитно раздетым и оттого родным, Санкт-Петербург не рисовал никто.

Герои этой истории под стать мрачному породившему их городу: безмолвно-холодные и болезненно-бледные, они больше напоминают фантастических существ, чем живых людей. Восседающие в минималистичных интерьерах дамы, не мерзнут в открытых платьях на вечном холоде, а благородные господа промышляют открытым бандитизмом и убивают друг друга ради забавы, но это тоже не возвращает их к жизни. Вечный экзистенциальный кризис российского дворянства рассматривается здесь опять же методами Достоевского на фоне мистификаций Гоголя, и приходит к неутешительным, обречённым выводам Лермонтова. В этой безысходной вязкости, которая вплотную окружает сюжетную канву, не давая ей должного развития, и сокрыто главное достоинство картины.

Дуэлянты по сути своей — самоубийцы, а смерть в России — всегда, скорее, избавление, чем горе, ведь путь к ней — похлеще всех кругов ада. Осознание этого, как и принятие, — краеугольный камень фильма. У Мизгирёва прекрасно получается в очередной раз раскрыть эту каноническую истину, создав бескомпромиссно российскую ленту в духе «Гарпастума» Алексея Германа-младшего и «Москвы» Александра Зельдовича. И чего уж там кокетничать: «Дуэлянт» — кино авторское по крови, каким бы восхитительным IMAX не щеголял. Но шанс пройти фейс-контроль у простого зрителя у фильма всё же есть, хотя, скорее всего, он так и останется в разряде красивых, но недопонятых продуктов, способных влюбить в себя с первого взгляда и также быстро оттолкнуть навсегда.




Социальные комментарии Cackle