Вам будет интересно
Загрузка...
Наши новости

Рецензия на фильм «Ледокол»

18 октября 2016 636 просмотров
, но оно того стоило. Верить было не во что, но в глубине души верить продолжали — и не зря же! Российское кино одной картиной-фениксом восстало из пепла и взвилось к самому солнцу. От этого зрелища почти до дурноты радостно, по-детски так, по-наивному, как будто нашёл неоспоримое доказательство существования Деда Мороза. И словно не было всех этих лет сплошных разочарований, снова твердишь себе — а наши-то могут! Но в сторону лирику. Главное, что вы должны сделать на этой неделе — посмотреть «Ледокол» (12+)." data-title="Рецензия на фильм «Ледокол» — Пенза-пресс, рунет за день">
Кинокритика от Татьяны Котиной
Свершилось! И тут впору под фанфары смахнуть непрошенную слезу. Ждать пришлось долго, но оно того стоило. Верить было не во что, но в глубине души верить продолжали — и не зря же! Российское кино одной картиной-фениксом восстало из пепла и взвилось к самому солнцу. От этого зрелища почти до дурноты радостно, по-детски так, по-наивному, как будто нашёл неоспоримое доказательство существования Деда Мороза. И словно не было всех этих лет сплошных разочарований, снова твердишь себе — а наши-то могут! Но в сторону лирику. Главное, что вы должны сделать на этой неделе — посмотреть «Ледокол» (12+).
Настоящий подарок пензенскому зрителю преподнёс кинотеатр, который в минувшие выходные устроил предпремьерный показ ленты. Официально она стартует на больших экранах только в этот четверг, но благодаря одному единственному эксклюзивному сеансу (кстати, почаще бы так!) на который, к слову, мог попасть любой желающий, несколько десятков людей досрочно стали свидетелем пришествия инопланетянина — отличного современного российского фильма, рассчитанного (#очудо) на массового зрителя аж с 12 лет.

С первых кадров холодный по тематике и жёсткий по жанру «Ледокол» совершенно неожиданно обдаёт теплом советского кинематографа. И сразу как-то внезапно расплываешься в глупой улыбке, потому что всё, что на экране — родное и настоящее. Это не стилизация под советскость, это чуткое следование её основному рецепту: простоте и искренности, а в результате — именно тот самый вкус, знакомый с детства.



​Внутри холодной коробки ледокола, окружённого льдами, — стихия нежной, щемящей душу ностальгии, эпоха в мелочах и ничего не значащих деталях: бутерброды с докторской колбасой, «Учкудук» по радио, календари с Пугачёвой, «Бриллиантовая рука» через проектор, автомат «Морского боя», шапки-ушанки и песни Цоя под гитару. И люди на этом судне безнадёжно по-семейному свои — и это ощущается без ржавых цепей навязанного патриотизма и сотрясания воздуха речами об уникальности нашей нации. В этих условиях заявленный первоначально как фильм-катастрофа «Ледокол», в сущности, становиться фильмом о предотвращении этой самой катастрофы.

Николай Хомерики демонстрирует немалую режиссёрскую чуткость: он почти играючи балансирует на острых краях сюжета, предельно цельно успевает раскрывать каждый следующий поворот мастерки выписанной истории, соблюдает идеальное равновесие между непосредственной борьбой за физическое выживание и сражением за здравомыслие внутри коллектива моряков, между экшеном и ловко продуманными, цепкими диалогами.

Все козыри, которые дал ему в руки насыщенный сценарий он раскрыл как нельзя лучше, ничего не оставил в запасе, ни о чём не забыл. В его руках перспективная идея обрела жизнь в виде великолепного жанрового приключенческого фильма, во время которого легко забыть обо всём на свете — а не это ли главный показатель режиссёрского таланта?

Но главная прелесть «Ледокола» даже не в том, что это просто (и наконец-то) отличное массовое кино для семейного просмотра. Вдумчивому зрителю тут тоже есть, где разгуляться. Николай Хомерики наполнил свою ленту образными историческими аллюзиями и размышлениями на тему российской государственности и нашей ментальности, которые не выглядят пошло или заезжено, а даже наоборот — смотрятся свежо и воодушевляющее, но при этом вполне соответствуют действительности.

«Ледокол» никого ни в чём не обвиняет — и это его важная программная особенность, как картины о России. Он лишь чуть стеснительно предлагает своё видение благополучия нашего народа: жёсткая рука капитана Севченко в сумме с человечностью капитана Петрова способны быстро остановить русский бунт, «бессмысленный и беспощадный», а потом провести судно сквозь игольное ушко исторического айсберга.

Мало того, фильм распространяет совсем непопулярные нынче в широких кругах филантропические идеи: даже предателям и смутьянам здесь даруется заслуженное прощение, и нет сомнений в том, что они исправятся, ведь сама жизнь вокруг стала другой, и на палубе уже красуется смешное приветствие Солнцу, а льды и вечный снег забыты, как страшный исторический сон.

Этому доброму мягкому наставлению, блестяще разыгранному актёрским составом, — всем до единого, без исключения, сердце открывается само собой, как оно открывается любимой советской классике.

Кстати, авторы фильма всей его сущностью и отдельными деталями очень тепло и симпатично признаются в любви нашему кинематографическому прошлому. Может быть это быть сделано намеренно в рамках Года российского кино, может быть, просто от сердечной благодарности за радость, которую каждый раз нам дарит та же «Бриллиантовая рука», но лучшего комплимента наше кино за весь этот год ещё не получало.

Конечно, не стоит считать «Ледокол» идеальным во всех отношениях. С технической стороны не в его пользу играют довольно примитивные эффекты, странными кажутся заимствования из «Титаника» Кэмерона, лишней и непродуманной выглядит линия про жён моряков, но это оставим критикам. На эффекте от фильма это никак не сказывается, главное тут — стопроцентное духовное здоровье, которым лента обладает.

На самом деле, это уже второй, удачный проект, который выходит при поддержке «НТВ». До него был «Дубровский» — такое же небезупречное в техническом плане, но умное и честное кино-размышление о судьбах русского народа. Нужно ли в последующем, как и от «Дубровского», ожидать полной версии «Ледокола» на телеканале, пока можно только догадываться, но всё указывает именно на это.

Как бы там ни было, Год российского кино всё-таки заканчивается триумфом, да ещё и неожиданным: на фильм не возлагались большие надежды, как на тот же эмалированный, но безыдейный «Экипаж». И уж, тем более, никак нельзя было ожидать столько человеческого тепла от картины о суровом дрейфе во льдах. Но чтобы выжить на ледоколе среди морозов и вечных льдов, чтобы оставались надежда и шанс выйти на чистую воду, нам необходимо именно такое кино. И приятно, что кто-то это осознаёт.





Социальные комментарии Cackle

Новости Mediametrics