Вам будет интересно
Наши новости

Рецензия на спектакль «Корабль дураков» пензенского «Театра на обочине»

20 декабря 2016 1197 просмотров
Театральная критика от Анны Балашовой
Дурак, взобравшийся повыше
На дерево или на крышу,
Мечтал о славе, остолоп,
Но с высоты вдруг наземь шлеп!
Для корабля страшнее бурь
Самоуверенность и дурь.
© Себастьян Брант, немецкий автор XV века.


Сразу признаюсь: давно меня так сильно ничего не удивляло, как этот спектакль. Зрительный зал я покинула со стойким ощущением растущего внутри меня когнитивного диссонанса, и для того, чтобы по полочкам разложить в голове все впечатления, полученные от просмотра «Корабля дураков» (18+), времени потребовалось немало. Дело ли в моей зрительской неискушенности, психоэмоциональной неподготовленности к «трэшу» или особом стиле игры «обочинцев», к которому нужно приноровиться (и который делает коллектив уникальным в своем роде), — вопрос спорный. Наверное, сразу во всем. А если добавить сюда необычность формата — средневековое площадное театрализованное действо, сюжет, пронизанный культурными аллюзиями и отсылами к творчеству художников эпохи Ренессанса (Иероним Босх, Сандро Боттичелли, Леонардо Да Винчи), колоритность персонажей, каждый из которых по-своему абсурден и глуп, — и разрыв шаблона становится явлением вполне оправданным и неизбежным.

Но обо всем по порядку. Действие разворачивается в средневековом немецком городе Йобург, население которого составляет ни много ни мало — дюжину жителей. Негусто, казалось бы, но что это за жители! Есть здесь и священник, павший в неравном бою с «зеленым змием», и бургомистр, который не знает, какой бы еще налог придумать, чтобы пополнить вожделенную казну, и кузнец — обладатель золотых рук и «деревянных» мозгов, и продавщица цветочных горшков, которой платят, кажется, вовсе не за горшки… А чего стоит местная ведьма, промышляющая «левыми» зельями, чертополохом и яблоками? Кстати, фрукт был предложен и зрителям прямо во время спектакля — и с успехом продан по совсем не рыночной цене на импровизированных торгах.

Между тем, не будем забывать и о 15-летней воительнице-лесбиянке, палаче, выбравшем профессию по призванию, игривом герцоге, имеющем нездоровую страсть к оголению частей тела и мечтающем о большой и чистой любви, благонравной даме с нереализованными сексуальными амбициями, а также жене и дочери бургомистра с аналогичной проблемой.

В общем, колоритность персонажей, которые были взяты из поэмы средневекового сатирика, поражает воображение, временами даже прошивая его насквозь. Вне всяких сомнений, эти образы — на все времена, и встретить каждого отдельно взятого индивида с вышеперечисленным набором качеств, к сожалению, несложно и сейчас. Отсюда и вопрос, поставленный режиссером и обращенный к каждому зрителю: «Если Средние века уже начались, то хватит ли у нас сил измениться и встретить зарю Возрождения?»

К слову, параллелей с творчеством деятелей эпохи Возрождения в постановке действительно много. Вот некоторые из них, которые явно бросаются в глаза.


Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», ок. 1482−1486 гг., Флоренция


Леонардо Да Винчи «Витрувианский человек» ок. 1490−1492 гг., Венеция


Иероним Босх «Корабль Дураков», ок. 1490 г., Париж


Размышляя о том, почему постановка столь щедро пропитана духом Ренессанса, невольно обращаешься к самому культурному явлению и его главным идеям. Очевидно, обилие культурных аллюзий связано со стремлением не только полноценно погрузить зрителя в эпоху, но и подчеркнуть необходимость интеллектуально-духовного развития.
Все преходящее — быстротечно,
И лишь наука долговечна.
© Себастьян Брант

Главный антагонист человека культурного, образованного — человек «зашоренный», ограниченный и глупый, следующий только за своими страстями. Иногда такие люди оказываются у власти, как и произошло в Йобурге, — и тогда начинается безудержное веселье, которое не сулит ничего хорошего и заканчивается буквально Содомом и Гоморрой.
В чести и силе та держава,
Где правит здравый ум и право,
А где дурак стоит у власти,
Там людям горе и несчастье.
© Себастьян Брант

Однако, справедливости ради, стоит отметить, что в данном случае народ полностью заслуживает своего правителя (мы только о Йобурге, конечно, ни на какой другой населенный пункт нет и малейшего намека).

Как можно охарактеризовать спектакль «Корабль дураков» от «Театра на обочине»? Броский, местами шокирующий, абсурдный, «многослойный», многоидейный. Такие смелые, гротескные постановки, насыщенные действием, идеями и, конечно, актерской энергетикой, без которой все остальное потеряло бы смысл, — запоминаются и заставляют мысленно возвращаться к ним вновь и вновь, какие бы эмоции вы при этом не испытывали — от восхищения и восторга вплоть до полного неприятия и даже отвращения. «Обочинцы» эпатируют, заряжают энергией и пробуждают желание спорить, обсуждать. За это всему творческому коллективу «Театра» — огромная зрительская благодарность и респект.

Социальные комментарии Cackle

Новости Mediametrics