Рецензия на фильм «Тряпичный союз»

28 декабря 2016 170 просмотров
«Мужская роль» имени Ивана Мозжухина завершился ярким в своей юношеской безбашенности дебютным высказыванием Михаила Местецкого, более известного зрителю в роли сценариста. Его перу принадлежат хит «Легенда № 17» (12+) и, на минуточку, «Хороший мальчик» (12+), открывший в этом году пензенский фестиваль." data-title="Рецензия на фильм «Тряпичный союз» — Пенза-пресс, рунет за день">
Кинокритика от Татьяны Котиной
Основной показ кинофестиваля «Мужская роль» имени Ивана Мозжухина завершился ярким в своей юношеской безбашенности дебютным высказыванием Михаила Местецкого, более известного зрителю в роли сценариста. Его перу принадлежат хит «Легенда № 17» (12+) и, на минуточку, «Хороший мальчик» (12+), открывший в этом году пензенский фестиваль.
Фильм был представлен зрителю как жесткий, но при этом кинематографичный продукт, и если с последним утверждением поспорить невозможно, то первое кажется излишним предупреждением. На фоне основной массы действительно жестокого и темного авторского кино «Тряпичный союз» (18+) выглядит задорным, взбалмошным юнцом со вселенской грустью в глазах. Зрительские претензии к нему по окончании сеанса были несколько иного рода: многие утверждали, что кино оказалось абсолютно пустым, безыдейным. Такое мнение сложилось, в первую очередь, у людей старшего возраста, а вот молодежь почему-то все больше молчала.

В центре этой сумасбродной истории — четыре молодых человека, которые по каким-то причинам в самом начале жизни оказались за ее бортом, притом по собственной воле. Они ничем не хуже окружающих, даже наоборот, талантливее и умнее, но в повороты реальности и установленные правила существования не вписываются. Поэтому, недолго думая, они собирают свой «биоотряд», усиленно тренируются физически и попутно пытаются придумать свои идеологию, чтобы потом покрыть ей весь мир. Ясно им только одно: они против того, что творится вокруг. Под гнетом юношеского максимализма, тотальной несправедливости жизни и отсутствия опыта они ищут решение глобальных проблем в бомбах, провокационных перфомансах или в отрицании общепринятых понятий. Нетрудно предсказать, к какому результату это приведет, да это здесь и не важно.

Действие «Тряпичного союза», в первую очередь, как раз направлено на старшее поколение, и вот почему: тем, кто родился в 90-е и чуть позже, ситуация, препарируемая на экране, знакома лучше, чем, наверное, самому Местецкому. Здесь не имеются в виду частности и общая нереалистичность сюжета, главное — ощущения полной ненужности и неспособности что-то поменять, отсутствие программы, которую так и не удосужились заложить после сноса старой. Вот и приходится новому перспективному поколению сидеть за высоким забором собственной неподготовленности к действительности на обломках бабушкиных идеалогических и материальных накоплений и что-то старательно выдумывать. Вот только сделать это не так-то просто, как кажется на первый взгляд, и проще всего забыть о своей благородной цели, уподобиться большинству, на автомате проживающему жизнь, потому что, вроде, так все делают.

Но тут же «Тряпичный союз» сталкивается почти с непреодолимой стеной непонимания со стороны старшего поколения, у которого старый код в голове еще не стерся. В штыки воспринимая этих видимых хулиганов и их намерения, они и представить не могут, что, по-хорошему, только из этого сброда ненормальных мечтателей способно вырасти будущее. С другой стороны, более молодой зритель воспримет эту работу как очередную констатацию своей беспомощности, и даже счастливый финал этой истории общего неутешительного привкуса не исправит. Наверное, можно быть счастливым и смирившись с такой действительностью, только вот продвинуться вперед тогда вряд ли получится.

Местецкий сшивает лоскутное одеяло своего фильма из провокационных высказываний и мелких околополитических деталей, стараясь не запутаться во всей этой пацанской полемике и выходках на грани фола, но так и не решается привести все к единому корню, найти первопричину, сочинить свою идеологию. И в результате, как и герои ленты, остается в полной растерянности и неуверенности. Хотя, судя по всему, это стандартное состояние нашего человека.


Социальные комментарии Cackle