Вам будет интересно
Наши новости

В ожидании Васи: Роман Каримов и его кино

9 февраля в 17:37 678 просмотров
«Высшая лига» состоится премьера нового фильма Романа Каримова «Гуляй, Вася!» (16+). Специальным гостем мероприятия станет сам режиссёр картины, который не только представит свою новую работу, но и пообщается с пензенскими зрителями. В преддверии такого события не грех вспомнить, чем молодой режиссёр зацепил нас в своих предыдущих фильмах." data-title="В ожидании Васи: Роман Каримов и его кино — Пенза-пресс, рунет за день">
Кинокритика от Татьяны Котиной
В Пензе 14 февраля в кинотеатре «Высшая лига» состоится премьера нового фильма Романа Каримова «Гуляй, Вася!» (16+). Специальным гостем мероприятия станет сам режиссёр картины, который не только представит свою новую работу, но и пообщается с пензенскими зрителями. В преддверии такого события не грех вспомнить, чем молодой режиссёр зацепил нас в своих предыдущих фильмах.
На самом деле Роман Каримов — редчайший случай в мире российского кино, с какой стороны не посмотри. Человек без пометочки об окончании ВГИКа в биографии, снимающий полноценное кино, которое пользуется популярностью у зрителей, для России уже сам по себе — нонсенс. Режиссёр, пропагандирующий независимость от продюсеров, никому не уступающий право окончательного монтажа, не отступающий от своих принципов, добрую половину фильмов создающий собственными руками при, мягко сказать, не впечатляющих бюджетах и при этом, не теряющий энтузиазма, для нашей действительности — вообще существо из фантастических романов.



Всё делать самому, не бросать своих идей, проламывать стены лбом и плевать на гул недовольной толпы вокруг — стиль психологически здорового свободного молодого творца — принято у нас считать американизмом. Ему рук не пожимают и при встрече морщат нос: какое кино, без образования?! Какое кино без одобрения и согласования?! В конце концов, какое кино без денег, хитроумного маркетинга и довольного продюсера?! Вот такое кино, сказал Каримов, засучил рукава и стал снимать.

На диво всем сомневающимся, а, самое главное, российской кинематографической системе, затянутой полувековой паутиной, полнометражный дебют режиссёра «Неадекватные люди» (16+) стал триумфатором кинофестиваля «Окно в Европу», а потом с успехом прокатился по кинотеатрам. Неожиданно оказалась, что здоровая наглость и непосредственность, с которой снят этот фильм, пришлась по вкусу российскому зрителю, причём абсолютно разномастному и всевозрастному. Самое главное, что никакого секрета в этой ленте нет. Она простая, если не сказать тривиальная и не всегда логически обоснованная, но именно в ней Каримов доказал, что настоящему таланту не нужно весомой поддержки, денег и отточенной в студиях у мэтров мастеровитости — ему нужна только аудитория.



Если у Романа Каримова и есть свой ключ к успеху, то это, несомненно, его искренность, которая сквозит в каждой его работе, словно ветер перемен, сдувающий все предрассудки и расчищающий дорогу молодым и талантливым. Во всех фильмах режиссёра главным движущей силой выступает скрытый мотор — желание автора рассказать свою историю во что бы то ни стало. Рассказать, даже если его не поймут, как было со второй лентой Каримова «Вдребезги», которую обвиняли то в подражании Тарантино и Родригесу, то в бессмысленной жестокости и безыдейности.

Реакция режиссёра на критику оказалась не менее эксцентричной, чем его фильм для российского кинематографа: он не объяснял скрытые смыслы, не уверял в глубинной философии убийства двумя психопатками педофила, и не обижался на распространившийся в прессе негатив по отношению к картине: не понравилось — забудьте, сам он всем доволен. Каримов просто сделал кино, которое ему хотелось, со всей свободой выбора, оказавшейся на тот момент у него под рукой, и надо думать, такой же свободной реакции должен был ждать от зрителя. Но со свободой и легкостью восприятия у нас — проблема и даже прессу она, к сожалению, стороной не обходит.

Между тем, именно «Вдребезги» (16+) можно пока считать квестистенцией самобытного таланта Романа Каримова. Именно в ней воедино сошлись его неуёмная энергетика, естественность и тяга к эспериментаторству. Этот кинематографический опыт, впитавший в себя лучшие жанровые примочки американского кино, нетривиальный юмор, убойную динамику и нашу родную распущенность, кажется, уже давно должен был родиться у кого-нибудь в голове. Возможно, даже рождался, но путёвку в жизнь ему выдал именно Каримов. «Вдребезги» — это ярко, смачно, смешно и очень честно. Оно разговаривает со зрителем на равных, жонглирует клише и выдаёт отличные шутки с настойчивостью пулемётной очереди, у его истоков — не столько Тарантино, сколько Макдонах и Грег Маркс со своим «11:14», не хватает ему лишь такого же безбашенного и смелого зрителя.



​Уже после премьеры «Вдребезги» стало ясно, что не искренностью единой действует Каримов. У него, как у сценариста своих картин, — настоящий чисто кинематографический талант на цепкие и яркие диалоги, которые почти гипнотизируют, не давая даже на секунду отвлечься от происходящего на экране. В сторону изречений героев каримовских фильмов тоже традиционно летит много камней: мол, то слишком просто, до уличного сленга, то высокопарно до учебников по философии — в жизни так не говорят. Говорят, и ещё как! Давно, видимо, те, кто это утверждает, не сидел ночами в прокуренных кухнях, когда под градусом или без него, неожиданно выводятся такие разговоры, что хоть книги печатай. И не в том ли прелесть всего творчества Романа Каримова, что он вечно на грани: между жизнью на районе в провинции и высокоморальными вечными ценностями, между кассовыми блокбастерами и фестивальными хитами?

Он стёр эту грань, когда снял «Всё и сразу» (16+) — удивительно тонкое и острое криминальное драмеди, которое стало своеобразными «Жмурками» нового поколения юристов и экономистов, мечтающих выбраться из болота местечковости. Здесь впервые российская действительность оригинально вписалась в ритм современного мирового кино, прижилась в нём и заиграла новым красками, а наша провинция вдруг предстала локацией для броских киноопытов. В свою очередь, режиссёр уступил здесь своей вечной иронии и хеппи эндам, в самые последние минуты развернув всю конструкцию ленты в сторону горькой драмы. Таким образом Каримов начал поступательно возвращаться к тематике своих первых короткометражек, где героям всегда «прилетало» за необдуманные поступки в прошлом. Тема справедливость, кажется, всегда была одной из основных в его творчестве, но за всеми этими улыбками, шутками и афоризмами её не замечали. И когда она вышла на встречную и лоб в лоб влетела в зрителя, получилось эффектно. И многообещающе.

Роман Каримов — один из тех, кто, строго соблюдая свободу своего собственного творческого порыва, не умеет уходить за границы хорошего кино. Его фильмы могут быть какими угодно: сентиментальными, угрюмыми, кровавыми, легкомысленными, неотёсанными или пошлыми, но они всегда повёрнуты лицом к зрителю и всегда готовы рассказать ему очередную байку из жизни. Остаётся надеяться, что следующие работы режиссёра не утратят этих свойств, каждый раз будут интриговать зрителей и давать им пищу для ума и эмоций. Но ещё больше хочется, чтобы Каримов, став первым абсолютно свободным режиссёром в России, не стал единственным, и научил уже наших зрителей выходить за рамки собственных предубеждений.

Социальные комментарии Cackle

Новости Mediametrics