Вам будет интересно
Наши новости

Рецензия на фильм «Салют-7»

16 октября в 08:25 455 просмотров
, запустив руку в которую, никогда не знаешь, чего ожидать — пушистого кролика или гнилой баклажан. На этой неделе зрителю попалось ни то, ни другое, что тоже можно считать маленькой, почти семейной победой. На экранах — новая отечественная картина про космос «Салют-7» (12+)." data-title="Рецензия на фильм «Салют-7» — Пенза-пресс, рунет за день">
Кинокритика от Татьяны Котиной
Массовое российское кино — это как шляпа фокусника, запустив руку в которую, никогда не знаешь, чего ожидать — пушистого кролика или гнилой баклажан. На этой неделе зрителю попалось ни то, ни другое, что тоже можно считать маленькой, почти семейной победой. На экранах — новая отечественная картина про космос «Салют-7» (12+).
Покажи этот фильм любому иностранному зрителю, и он вряд ли найдет существенные ее отличия от сонма, в первую очередь, американских лент о суровом выживании на орбите. Ну, разве что, национально-детальные: по-русски сдвинутые даже у детей брови или водку, которой невесомость не помеха. В остальном же это очень типовое кино, и перечислять все ленты, на которые «Салют-7» то правым, то левым боком похож, — не хватит пальцев на руках. Примечательнее другое: даже стандартные фильмы у нас выходят, прямо скажем, так себе, — а тут получилось. Убедительно, искренне и даже талантливо.

«Салют-7» не в состоянии сказать что-то новое ни с жанровой, ни с сюжетной точки зрения, да и историческая достоверность показанной в фильме экспедиции по спасению потерянной орбитальной станции очень сильно размыта на экране клишированными киноштампами, но его приятно и легко смотреть. Создатели нащупали очень удобный для восприятия темп повествования, затянутых моментов и промедлений здесь нет так же, как и чересчур быстрых прыжков в событийных рамках. Все необходимые сцены расставлены и выверены четко, как по линейке, места хватает и точечным то забавным, то уютным зарисовкам, создающим прекрасную живую атмосферу советского быта. При этом зритель моргнуть не успеет, как окажется в открытом космосе в самый разгар спасения станции.

Кстати, что касается космоса и других визуальных красот, — «Салют-7» может здесь посоревноваться со многими образчиками жанра, потому что иногда от увиденного на экране действительно захватывает дух. Но здесь — тоже не без ложки дегтя. Ближе к финалу к основной картинке подстраивается навязчивая и очень неэстетичная графика, которая отпугивает своей грубой нереалистичностью — такое ощущение, что на приличную визуализацию концовки попросту не хватило денег. Но на самом деле это практически ничего не значащая малость, потому что главное достоинство этой ленты — в актерах, которым не нужно красивой компьютерной графики и дорогих эффектов, чтобы рассказать проникновенную историю о простых людях с горящими сердцами, которые еще не забыли, что в жизни есть какой-то вечный важный смысл, даже если его нельзя пощупать. Владимир Вдовиченков, Павел Деревянко и просто космический во всех отношениях Александр Самойленко показали себя в этом фильме так, что хочется в очередной раз с гордостью заявить о триумфе российской актерской школы. Основному мужскому касту с не меньшим мастерством вторит и женская половина (Любовь Аксенова, Мария Миронова, Оксана Фандера), и здесь невозможно не отметить способную разрушить все на своем пути красоту этих женщин — не столько внешнюю, может быть, сколько внутреннюю, что сокрыта за бушующими в глазах бурями то радости, то печали.

В конечном итоге именно безупречная работа актеров стала той плодородной почвой, из которой выросла не крикливо-героическая ода, а кино о советских людях. Сомневающихся, неуверенных, сходящих с ума, импульсивных, иногда грубых и беспринципных, но искренних до последнего вздоха, верных, знающих значение слова «честь». В этом коллективном народном портрете горит пламя нашей сущности, вечно запертое в клетке истории. В тот момент, когда герой Александра Самойленко швыряет стул в застекленную стену, кажется, что никто и никогда не показывал лучше нашу суть. Знаково в это ленте еще и отсутствие мыльного навязанного патриотизма, место которого совсем неожиданно заняло противопоставление человечности — государственной системе, живого — искусственному, света — тьме. Выход из этого противостояния только один — отдать друг другу честь при встрече и помнить, что человеческая жизнь — самое важное в этом мире. И хотя бы только за то, что «Салют-7» говорит со зрителями об этом, фильм Клима Шипенко обязательно стоит посмотреть.

Социальные комментарии Cackle

Новости Mediametrics