Вам будет интересно
Наши новости

Павел Прохоренков: ТВ — это «общепит». Потребляйте, что заказали, или меняйтесь сами

4 июня 2014 6692 просмотра

Павел Прохоренков

Мнение жительницы Пензы Ксении Шиковой о недостатках регионального ТВ не оставило равнодушным редактора авторских и тематических программ ТРК «Экспресс», председателя пензенского отделения Союза журналистов России Павла Прохоренкова.

В ответ на послание девушки, опубликованное информагентством «Пенза-Пресс» накануне, Павел Прохоренков предлагает посмотреть на предмет спора с иной точки зрения, изнутри, и заглянуть «по ту сторону экрана»:

«Любая дискуссия — это здорово, если есть полярные точки зрения, если есть доводы и аргументы, если есть предмет спора. Главное — чтобы полемику услышали заинтересованные лица и сделали из нее выводы.

В сентябре этого года будет 15 лет, как я работаю на телеканале «Экспресс», на своем родном провинциальном телевидении. «Провинциальное» — не синоним слова «плохое». Для меня это знак отличия. Провинциальное ТВ — совершенно другое в отличие от федерального. В хорошую или плохую сторону — вопрос спорный. Но именно для спора я и пишу эти строки.

Есть такая присказка в среде работников провинциального ТВ: «Все проблемы — от безденежья».

Простите меня, но я переиначу слова из Библии: «Вначале были деньги!». Чтобы получить что-то приличное, удобоваримое, смотрибельное, а лучше всего — ОТЛИЧНОЕ, нужно сперва вложиться. Финансовые возможности были и есть мерилом возможности других.

Что касается ТВ — чем больше у компании денег, тем лучше у них техника, оборудование, тем больше возможностей творить в ногу со временем, выдавать на гора хорошую и интересную картинку. HD-камеры, серверы, мощные компьютеры на монтажных постах, краны и рельсы в студии, ТПС, возможность прямых включений с места событий — все это и многое другое зависит от денежных ресурсов. Если их нет, то не будет и хорошей «картинки».

«Заработайте и купите», — скажет горячий телезритель. И его совет будет похож на вечный спор: «Что было раньше: курица или яйцо?». Повторюсь: чтобы что-то купить, нужно что-то продать. Любой бизнес начинается с плана, со стратегии, покупки необходимого оборудования. Про наше провинциальное ТВ давно пошутили КВНщики: «Две главные задачи — обогнать по рейтингу «Первый канал» и купить новый ксерокс». Так и живем.

Миф об огромных зарплатах работников провинциального ТВ, наверное, существует только среди самых далеких от реалий товарищей. Зарплаты тут, ну, как бы помягче… Как потопаешь, так и полопаешь. Для того чтобы обеспечить своей семье более или менее сносное существование, работнику на замкадном телевидении приходиться хватать и ртом, и руками все виды телевизионных подрядов: снимать новости, авторские программы, рассказывать о спорте, красоте, ЧП — быть на все руки мастером, а от этого, как известно, страдает качество.

Специализация важна в любом ремесле, даже в любом творчестве. Это у них, «звезд» ТВ, есть продюсеры, режиссеры, сценаристы, сонм операторов. Тут же, в родных пенатах местного ТВ, ты един во всех лицах: как правило, журналист пишет сценарий, сам себе режиссер и «выбивает» себе оператора.

Это не жалобы на жизнь, это констатация факта. Какой выход: государство было и есть главным заказчиком информации, идеологии, той самой пресловутой духовности и пропаганды здорового образа жизни. Есть примеры в других регионах, когда местная власть финансирует или создает местный «Первый канал» в миниатюре, распределяет гранты на социально значимые телепроекты. Крупный региональный бизнес создает местный канал под себя. А так приходится собирать крохи.

Нельзя говорить о телевидении вообще, можно говорить о нем только в частности. «Я телек не смотрю, но знаю все, что там происходит», — это про наши дни, про наше провинциальное ТВ. Нельзя хаять телевидение вообще, нужно разбираться на конкретных примерах. Федералы грешат, ой, грешат лицензионными форматами на своих каналах, покупают идею шоу, программы, сериала за бешеные деньги у зарубежных коллег.

Иногда «выстреливает» что-то придуманное на просторах отечественного ТВ. Крупные телеканалы обезьянничают, на них равняются и в региональных телекомпаниях. Хотя и появляются оригинальные форматы и на местном ТВ. Скажу за себя, я горжусь тем, что придумал и сделал такие проекты, как «Одноклассники», «Новейшее краеведение», «Добры молодцы», «Робинзоны», «На слуху». Есть чем похвалиться и моим коллегам. Так что не все телевидение одинаково вредно!

Как в небольших регионах, городах судить об успехе или провале телепрограммы, телепроекта? Это у них, в городах с населением свыше миллиона человек, есть «Гэллап-медиа» — пресловутый индикатор, система, которая может определять рейтинг, долю «смотрения» той или иной программы. Это «рубльметр» — он интересен, в первую очередь, как инструмент для бизнеса. Куда ставить рекламу, где увеличить стоимость рекламного времени, какой телепроект закрыть? Ответы на эти вопросы дает «Гэллап-медиа».

У нас же, на местах, опираться можно на внутреннее чутье, общение со зрителем и «самостийные» социологические опросы. Получить внятный ответ на вопрос о том, чего хочет телезритель, в провинции практически невозможно. Нет обратной связи. Модное некогда интерактивное телевидение пугливо ушло, прямые эфиры — редкость. Здравого и профессионального разбора телевизионных «полетов» не существует. Главные беды провинциального ТВ — текучка кадров, финансы, повышение квалификации и отсутствие обратной связи со зрителем.

Шокировать или деликатничать? Есть два варианта развития событий: оставить все как есть или что-то поменять. И какой вариант будет выбран, зависит не только от нас, телевизионщиков, но и от Вас, зритель. Пусть это будет началом нашего интерактивного ТВ.

И завершу провокацией: ТВ — это тот же ресторан, общепит. Что вы заказываете, то и будете кушать. Так что потребляйте то, что заказали, или меняйтесь сами и изменяйте телевидение, если вы его все еще смотрите».


Главные новости Пензы на Яндекс.Новостях
Вступай в группу во ВКонтакте о Пензе
Картина дня в Telegram без спама и обсуждений
Подпишись на специальную рассылку новостей ИА «Пенза-Пресс»

Социальные комментарии Cackle