Вам будет интересно
Наши новости

Михаил Дзюдзе: В России наблюдается упадок интереса к народным инструментам

23 марта 2017 2856 просмотров
, пожалуй, единственный в мире музыкант, который играет соло на контрабас-балалайке. На минувшей неделе он посетил Пензу, где сыграл концерт вместе с ансамблем «Старгород» и провел мастер-класс, после которого пообщался с ИА «Пенза-Пресс».

" data-title="Михаил Дзюдзе: В России наблюдается упадок интереса к народным инструментам — Пенза-пресс, рунет за день">

Заслуженный артист России Михаил Дзюдзе, пожалуй, единственный в мире музыкант, который играет соло на контрабас-балалайке. На минувшей неделе он посетил Пензу, где сыграл концерт вместе с ансамблем «Старгород» и провел мастер-класс, после которого пообщался с ИА «Пенза-Пресс».

Самую большую из балалаек — контрабас-балалайку Михаил Дзюдзе называет «совершенно неудобным, не приспособленным для сольной игры инструментом». Она весит больше 10 килограммов и настолько велика, что играть на ней приходится стоя (сидя, предостерегает Михаил, можно заработать болезни позвоночника). Ее многое роднит с бас-гитарой. Правда, чтобы играть на контрабас-балалайке пальцами, нужны «мозоли, как на пятках, или покруче, потому что пальцы правой руки можно стереть по первую фалангу», и склеенный из нескольких кусков кожи медиатор величиной с половину ладони.

«Это всегда был ансамблевый инструмент, он звучит и звучал в оркестрах. Сольно на нем никто не пытался играть, поэтому он и не развивался в принципе. В нем музыки мало, почти нет. На нем обычно играют «перебежчики» с гитар, баянов», — с любовью говорит Михаил Дзюдзе о контрабас-балалайке, на которой играет без малого 30 лет.



Он взял ее в руки тоже во многом случайно. После окончания Ленинградской консерватории по классу симфонического контрабаса музыкант стал сооснователем «Терем-Квартета», который в начале 90-х являлся едва ли не главной музыкальной визитной карточной России на Западе. Коллектив народных инструментов (две домры, баян и контрабас-балалайка), игравший переложения классических произведений, издавался на лейбле Питера Гэбриэла, выступал по приглашению папы Римского в Ватикане, делил сцену со звездами мировой величины.

На одном из шоу группа встретилась с рок-гитаристом Джимми Пейджем и вокалистом Робертом Плантом — основателями легендарных Led Zeppelin.

«Пейдж схватил эту контрабас-балалайку, попробовал на ней сыграть, и у него ничего не получилось. Мы все шутили: «Знаешь, надо в Сибири пожить, поесть пельменей, водочки попить, пообщаться с медведями и мужиками нашими русскими, сил таежных набраться, а потом уже браться за нее», — рассказывает Михаил Дзюдзе.

Музыкант играет на уникальной контрабас-балалайке. Она был создана в 1937 году мастером Иосифом Галинисом, который делал инструменты для Великорусского оркестра. Он скончался в 1942 году, а его детище чудом пережило блокаду Ленинграда и не было пущено на дрова.

«Это такой музейный экспонат. Он прекрасно звучит и сохранился в нормальном состоянии», — рассказывает Михаил Дзюдзе.

Второй инструмент, который музыкант продемонстрировал на мастер-классе, — это электрическая контрабас-балалайка, сделанная пензенским мастером Артемом Кукаевым. Она открывает новые возможности для музыкантов и, что важно, гораздо легче акустической модели.



«Этот инструмент я довожу до Москвы и отдаю ребятам из ансамбля «Россия» Дмитриенко, которые планируют брать его в поездки. С этой штукой [показывает на акустическую контрабас-балалайку] летать стало невозможно — очень большие переплаты за вес и габариты», — добавляет Михаил Дзюдзе.

Несколько лет назад он покинул «Терем-Квартет» и сосредоточился на сольной карьере. Сейчас, признается музыкант, он завален работой — играет с симфоническими оркестрами и камерными ансамблями.

«Очень радует, что серьезные композиторы обратили внимание на этот инструмент именно как на сольный: пишут целые концерты и сюиты», — говорит он.

Тем не менее, продолжает он, для многих, особенно на Западе, контрабас-балалайка — это только экзотика. В России же в целом наблюдается упадок интереса к русским народным инструментам.

«Во многих ансамблях народных инструментов нет уже контрабас-балалайки, есть бас-гитара. Это печально, потому что уходит национальный инструмент, наша традиция. Главная моя задача — это продвижение инструмента, его популяризация. Потому что мы уйдем, а надо, чтобы кто-то продолжал наше дело. Если это умрет, то исчезнет целый пласт нашей культуры», — говорит Михаил Дзюдзе.

Фотография: Фото Александра Полякова

Главные новости Пензы на Яндекс.Новостях
Вступай в группу во ВКонтакте о Пензе
Картина дня в Telegram без спама и обсуждений
Подпишись на специальную рассылку новостей ИА «Пенза-Пресс»

Социальные комментарии Cackle