Вам будет интересно
Наши новости

Как сохранить здоровье школьника

26 августа в 11:39 840 просмотров
«Городская детская поликлиника» Светлана Яблочкина рассказывает в преддверии 1 сентября, как сохранить здоровье школьника.

" data-title="Как сохранить здоровье школьника — Пенза-пресс, рунет за день">

Заведующая Центром здоровья ГБУЗ «Городская детская поликлиника» Светлана Яблочкина рассказывает в преддверии 1 сентября, как сохранить здоровье школьника.

Состояние здоровья школьника — это важная тема, которая складывается из компонентов здорового образа жизни: режима дня, правильного питания, здорового сна, двигательной активности, любви и взаимопонимания в семье.

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает: правильное чередование труда и отдыха, регулярный прием пищи, сон определенной продолжительности с точным временем подъема и отхода ко сну, определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур, для приготовления домашних заданий, определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

Большое внимание нужно уделить питанию, оно всегда должно быть полноценным, сбалансированным, разнообразным, регулярным. Беспорядочный прием пищи ведет к тому, что не происходит необходимой подготовки желудочно-кишечного аппарата к этим приемам пищи, хуже усваиваются питательные вещества, теряется аппетит. Особенно портит аппетит беспорядочная еда сладостей и сахара.

Чтобы оставаться здоровыми, школьнику необходимы разнообразные питательные вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные соли и вода. Разные продукты содержат различные питательные вещества. Так, молоко и молочные продукты (молоко, сыр, йогурты, творог и т. д.) содержат такие питательные вещества, как кальций, витамины А и Д, а их основная функция заключается в том, что они способствуют росту и укреплению костей, зубов, помогают работе мышц и функционированию нервной системы.

В хлебе, крупах, картофеле находятся углеводы, витамины, минеральные вещества, которые так же являются источниками энергии, способствуют формированию здоровой нервной системы школьника. Мясо, рыба, яйца содержат важные строительные материалы как белок и железо, необходимые для образования и восстановления тканей кожи, костей, крови, мышц, переносят жирорастворимые витамины. Не следует исключать из рациона школьника жиры, масло и сладости, так как они важное клеточное «топливо», а углеводы снабжают организм энергией.

Источниками клетчатки и энергии, регулирующими обменные процессы, являются важные группы продуктов — фрукты и овощи. Они способствуют поддержанию в здоровом состоянии всех органов, поддержанию зрения.

Какие последствия ждут ребенка, если он недополучает необходимое для него питание? Прежде всего, возникает дефицит энергии в организме, а это значит, что на рост и развитие он не получит энергии в достаточном количестве. Недостаток энергии в организме отразится на физическом (низкий рост, дефицит массы тела), на нервно-психическом развитии (быстрая утомляемость, снижение памяти, особенности поведения), на учебе (снижение успеваемости, нежелание учиться), появляются проблемы со здоровьем (часто болеют).

С приходом в школу начинается активное функциональное созревание нервной системы, происходит психосоциальное развитие ребенка. Для поддержания этой системы нужен контроль за суточным потреблением калорий. Нервная система самая энергоемкая, т. е. требующая много энергии в процессе своего развития и деятельности. Требует поддержки и костная система. Продолжается смена зубов, позвоночник еще гибок и податлив. Поэтому у школьников часто появляется нарушение осанки, сколиозы.

День школьника должен завершаться вечерним туалетом и последующим сном. На вечерний туалет отводится не более 30 минут. За это время школьник должен привести в порядок школьную форму и обувь. Затем нужно умыться, почистить зубы, вымыть ноги водой комнатной температуры.

К вечеру после напряженных часов бодрствования и восприятия множества раздражений из внешнего мира в коре головного мозга быстрее возникает процесс торможения, который легко распространяется на другие участки нервной системы, обусловливая сон.

Это торможение называют охранительным, так как оно охраняет нервную систему от чрезмерной работы, от истощения. Как уже говорилось, чем младше ребенок, тем его нервная система обладает меньшей выносливостью к внешним раздражителям и тем больше его потребность сна.

Так, общая продолжительность сна для 7-летних школьников должна составлять 12 часов в сутки, из которых один час лучше отводить на послеобеденный сон. Продолжительность сна для детей 8−9 лет составляет 10−11 часов, для 10−11 лет — 10 часов, для 12−15 лет — 9 часов и для учащихся старшего возраста — 9−8,5 часов.

Ночной сон является продолжительным отдыхом, устраняющим то утомление, которое появляется к концу дня, и восстанавливающим силы организма. В нервных клетках под влиянием тормозного процесса усиливаются процессы восстановления. Клетки опять получают способность воспринимать раздражения из внешней среды и давать на них соответствующую реакцию. Недосыпание вредно сказывается на нервной системе школьников и ведет к снижению работоспособности.

Школьника следует приучать всегда в одно и то же время ложиться спать и в одно и то же время вставать, тогда его нервная система приучается к определенному ритму работы и отдыха. Тогда школьник легко и быстро будет засыпать и легко и быстро пробуждаться в определенный час.

Чтобы сон ребенка был, глубоким, необходимо, чтобы перед сном школьник не занимался шумными играми, спорами, рассказами, вызывающими сильные переживания, так как это мешает быстрому засыпанию и нарушает глубину сна. Глубокому сну препятствуют также внешние раздражители: разговоры, свет и др.

Спать ребенок должен в отдельной кровати, соответствующей размерам его тела; это создает возможность в течение всего сна поддерживать мускулатуру тела в расслабленном состоянии.

Одним из основных условий сохранения глубины сна детей является сон в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха не выше 16—18°. Еще лучше приучить школьника спать при открытой форточке. В этом случае кровать должна стоять не ближе чем 2 м от окна, чтобы холодная струя воздуха не попадала на ребенка, или же надо завешивать форточку марлей.

Соблюдение всех этих условий способствует полноценному сну ребенка и полному восстановлению его сил к следующему трудовому дню.

Особенно трудным и ответственным временем в жизни каждого школьника является период экзаменов, поэтому в этот период режим должен соблюдаться особенно четко. Ни в коем случае нельзя увеличивать часы занятий за счет сна и прогулок, нарушать режим питания, так как это ведет к утомлению и ослаблению нервной системы и всего организма.

К сожалению, очень часто во время экзаменов школьники, особенно десятиклассники, нарушают режим и занимаются много часов подряд без отдыха и сна, думая, что это поможет им лучше подготовиться к экзаменам. Но они не правы — утомленный мозг плохо воспринимает и запоминает прочитанное и на усвоение того же материала приходится тратить больше времени, а результат получается плохой.

Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики, которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и как бы дает заряд бодрости на весь предстоящий день. Комплекс упражнений утренней гимнастики лучше всего согласовать с преподавателем физической культуры. По совету школьного врача в гимнастику включаются такие упражнения, которые исправляют нарушения осанки.

Гимнастические упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате, в теплое время года — при открытом окне или на свежем воздухе.

Тело по возможности должно быть обнажено (заниматься надо в трусиках и тапочках), чтобы организм одновременно получал воздушную ванну. Гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, благотворно действуют на нервную систему.
После гимнастики проводятся водные процедуры в виде обтираний или обливаний. Начинать водные процедуры следует только после беседы со школьным врачом о состоянии здоровья школьника.

Каждый школьник нуждается в определенном, постоянном месте за общим или специальным столом для выполнения домашних уроков, так как в одной и той же постоянной обстановке быстрее сосредоточивается внимание на учебном материале, а следовательно, успешнее идет его усвоение. Рабочее место должно быть таким, чтобы школьник мог свободно расположиться со своими пособиями. Размеры стола и стула должны соответствовать росту учащегося, в противном случае происходит быстрое утомление мышц, ребенок не может сохранять правильную позу за столом во время выполнения заданий.

Длительное сидение в неправильной позе влечет за собой искривление позвоночника, появление сутулости, впалой груди, неправильное развитие органов грудной клетки. Если у школьника есть специальный стол для занятий, то до 14-летнего возраста следует своевременно менять высоту стола и стула.

Для роста и развития организма ребенка необходим чистый, свежий воздух. Большое значение он имеет для повышения умственной работоспособности, улучшения работы мозга и сохранения бодрости. Поэтому перед занятиями, а также во время 10-минутных перерывов нужно проветривать комнату, а в теплое время года следует заниматься при открытой форточке или при открытом окне. Другим важным условием для занятий является достаточное освещение рабочего места, как естественное, так и искусственное, так как выполнение домашних заданий (чтение, письмо) связано с большим напряжением зрения.

Свет из окна или от лампы должен падать на учебники (тетради) слева от сидящего ученика, чтобы не падала тень от руки. На окне не должно быть высоких цветов и сплошной занавески, так как это ухудшает освещение рабочего места. При занятиях в условиях искусственного освещения стол необходимо дополнительно освещать настольной лампой, ставя ее спереди и слева. Электрическая лампа должна быть мощностью 75 ватт и закрыта абажуром для предупреждения попадания лучей света в глаза.

Выполнение всех перечисленных условий способствует сохранению высокой работоспособности.

Подвижным играм, спортивным развлечениям на воздухе следует уделять больше времени в выходные дни, сочетая их с прогулками за город, в лес, с экскурсиями.

В режиме дня школьника следует выделить время и для свободно избранной творческой деятельности, такой как конструирование, рисование, лепка, музыка, чтение художественной литературы. На это в течение дня для младших школьников надо 1 — 1 ½ часа, а старшим — 1 ½ — 2 ½ часа.

Для современных школьников характерна гиподинамия (снижение нагрузки на мышцы и ограничение общей двигательной активности человека). Школьник ежедневно должен делать 23 — 30 тысяч шагов (взрослый человек с натяжкой делает 5 тысяч шагов). Самый простой способ — записать ребенка в спортивную секцию или приобрести для занятия в домашних условиях простейший инвентарь: скакалки, гантели, а на воздухе — велосипед, лыжи, коньки.

Достаточно вместе с ребенком утром и вечером 10 минут двигаться, но ежедневно и независимо от складывающейся ситуации — результат будет на лицо. Семья, которая простроена на взаимной любви родителей и взаимопонимании — залог хорошего воспитания детей. В воспитательном процессе не допустима конфронтация, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество и любовь.

Постоянно показывайте ребенку свою готовность выслушать его и понять; будьте заботливыми, любящими и отзывчивыми родителями; организуйте воскресные походы за город, выезжайте вместе на отдых. Помните, что самое большое родительское счастье — видеть здоровых, умных и благодарных детей.


Социальные комментарии Cackle

Новости Mediametrics