В честь празднования 100-летия Октябрьской революции 7 ноября журналисты ИА «Пенза-Пресс» подготовили материал о том, как и чем жил регион накануне прихода к власти большевиков.
Материал мы использовали из уже раритетного издания «Пензенская область за сорок лет советской власти, 1917-1957» (0+). Стоит учитывать время и эпоху, в которую было выпущено издание. Возможно, данные в нем весьма субъективны, краски намеренно сгущены, чтобы показать вклад советской власти в подъем экономики, но все же весьма любопытны.
По информации издания, в начале XX века Пензенская губерния была аграрным районом со слабо развитой промышленностью и отсталым сельским хозяйством.
Промышленность
По своему экономическому значению Пензенская губерния занимала одно из последних мест не только в Европейской России, но и в Центрально-черноземном районе, считавшемся наиболее отсталым, пишут авторы.
В 1908 году, например, промышленность Курской губернии потребляла 1470 тыс. пудов каменного угля, Воронежской – 606 тыс., Тамбовской – 571 тыс., а Пензенской – всего 81 тыс. пудов.
Не имея собственного машиностроения, Пензенская губерния в 1910-1911 годах ввозила всего 66 тыс. пудов фабрично-заводских машин, в то время как Самарская – 606 тыс. пудов. Отставала губерния и по ввозу железных, чугунных и стальных машин (228 тыс. пудов против 629 в той же Самарской губернии).
Находясь по производству продукции на душу населения примерно на одном уровне с Центрально-черноземным районом, губерния производила в 15 раз меньше, чем Московская и в 12 раз меньше, чем Петербургская.
«Таким образом, промышленность Пензенской, несмотря на то, что сделала большие успехи со времени отмены крепостного права, к началу Первой мировой войны находилась на низком уровне развития. Совершенно отсутствовали такие важные отрасли, как машиностроение, электропромышленность, химическая промышленность.
Основными ее отраслями являлись винокуренное, деревообратывающее, суконодельческое и мукомольное производства. Переработка зерна на спирт и обработка шерсти давали свыше 70% всей промышленной продукции. Это обстоятельство говорит о том, что пензенская промышленность базировалась в основном на переработке сельскохозяйственных продуктов. Предприятия по переработке сельскохозяйственных продуктов выполняли роль каналов, по которым шел подъем товарности помещичьего хозяйства».
Согласно энциклопедии, наиболее крупные предприятия были сосредоточены в Пензе, Нижнем Ломове, Пензенском, Городищенском и Краснослободском уездах. Однако, оговариваются авторы издания, крупными многие из них можно назвать только по местным меркам, на самом же деле на большинстве было занято от 50 до 500 рабочих, то есть они представляли собой средние предприятия.
Накануне Первой мировой войны в Пензе имелось 12 относительно крупных предприятий, на которых трудились в общей сложности 3000 рабочих. Среди них - писчебумажная фабрика купца Сергеева (в советские годы - «Маяк революции»), насчитывавшая до 900 рабочих, фабрика гнутой мебели «Рамиба» — 500, спичечная фабрика Файдыша — 120, четыре лесопильных завода— 115, типография «Единение» — 70 рабочих.
Как видим, все это - предприятия легкой промышленности. И только два чугунолитейных завода владельцев Кракк и Воронцова имели отношение к индустрии: они занимались ремонтом сельскохозяйственных машин и выделкой предметов широкого потребления. На них было занято около 400 рабочих.
В черте города Пензы располагались железнодорожные станции и мастерские (депо), в которых трудились около тысячи человек. Кроме того, на 100 мелких салотопенных, мыловаренных, кожевенных и подобных заведениях было занято свыше 1500 пензенцев. Таким образом, в губернском городе насчитывалось около шести тысяч рабочих.
Сельское хозяйство
Пензенская губерния представляла собой типичный аграрный район царской России, сообщается в энциклопедии. Почти 92% ее населения занималось сельским хозяйством и только 8% находилось в городах.
В общем балансе сельскохозяйственная продукция составляла 70% (без внеземледельческих промыслов крестьян).
«Это был край помещичьего землевладения с исключительно отсталой организацией хозяйства», - пишут составители энциклопедии.
Помещичья земля была, в основном, сосредоточена у крупных землевладельцев. Например, большие участки - у графини Балашовой в Городищенском уезде, графа Уварова в Чембарском, князя Оболенского в Городищеиском. Крупное землевладение преобладало в уездах Чембарском, Пензенском, Городищенском, Керенском и Мокшанском. Не случайно именно в этих районах потом развернется самая острая борьба крестьян за свои права.
Как отмечают авторы, Владимир Ленин относил Пензенскую губернию к району преобладания отработочной системы [переходная форма от феодальных методов эксплуатации труда к капиталистическим]. Это, по мнению вождя революции, было преградой для развития региона.
Пензенская губерния в Первую мировую войну
Положение губернии осложнила Первая мировая война. По данным издания, за эти годы пензенская промышленность сократила объемы на 70%, причем больше всего сокращение затронуло те сферы, где была самая сильная связь с сельским хозяйством. Также шло сокращение рабочей силы.
«Не менее сильно, чем в промышленности, разруха проявилась и в сельском хозяйстве. За время войны из пензенской деревни было мобилизовано 188 393 мужчин, или 46,6% к общему числу работников мужского пола. В связи с мобилизацией конского поголовья для нужд армии, число лошадей в губернии сократилось на 20 тысяч. Все это привело к уменьшению посевных площадей. Если в 1913 г. засевалось 1766 тыс. дес., то в 1917 году было засеяно 1525 тыс. дес., или на 10,2% меньше».
В итоге губерния переходила из разряда производящих в раздел потребляющих. Помещики все больше закабаляли беднейших крестьян, а это вело к социальному напряжению и подстегивало к действиям революционные массы.
«Хозяйственная разруха, поражение на фронте и усиление репрессий против народа подрывали доверие к царизму, революционизировали массы».
Пензенская губерния в Февральскую революцию
В начале 1917 г. революционная ситуация в России усугубилась. Ведущая роль здесь принадлежала пролетариату, который «увлекал за собой крестьянство».
В Пензе телеграфное сообщение о том, что царское правительство свергнуто, получили 1 марта. Губернатор попытался скрыть телеграмму, но было уже поздно. Телеграфисты станции «Пенза-1» скопировали ее и передали рабочим. К вечеру о петроградских событиях знал уже весь город.
В следующие дни многие предприятия встали: люди готовились к массовой демонстрации. Она произошла 4 марта на центральной площади под лозунгами «Долой самодержавие!», «Да здравствует революция!». В этот же день из губернской тюрьмы рабочие выпустили политзаключенных. Рабочие, солдаты и крестьяне стали свергать царских чиновников.
«В Пензе в первые дни революции установилось двоевластие: буржуазная власть в лице губернского комиссара Временного правительства, с одной стороны, и революционно-демократическая власть — Совет рабочих, военных и крестьянских депутатов, с другой».
Неумолимо приближались новые политические потрясения, Пенза стояла на пороге Октября.
О революционных событиях в Пензе можно прочитать в воспоминаниях большевика Василия Кураева.
За фото благодарим пензенского художника Дениса Коробкова.