Вам будет интересно
Наши новости

Как будет проходить устный экзамен для 9-класссников. Ликбез от «Пенза-Пресс»

9 ноября в 17:40 1532 просмотра
, допустят ли ребенка до государственной итоговой аттестации (ГИА) по предмету или нет. Однако пока исчерпывающей информации об испытании крайне мало. Журналисты ИА «Пенза-Пресс» решили помочь родителям и школьникам разобраться в ситуации и выяснили, зачем нужно итоговое собеседование, что оно собой представляет, кто и как будет оценивать результаты.

" data-title="Как будет проходить устный экзамен для 9-класссников. Ликбез от «Пенза-Пресс» — Пенза-пресс, рунет за день">

В России ввели новый экзамен для девятиклассников по русскому языку — собеседование. По его итогам станет известно, допустят ли ребенка до государственной итоговой аттестации (ГИА) по предмету или нет. Однако пока исчерпывающей информации об испытании крайне мало. Журналисты ИА «Пенза-Пресс» решили помочь родителям и школьникам разобраться в ситуации и выяснили, зачем нужно итоговое собеседование, что оно собой представляет, кто и как будет оценивать результаты.

В прошлом году специалисты решили, что ГИА-9 по русскому языку надо доработать и включить в него устную часть. Этой осенью модель собеседования уже апробировали в 21 регионе, а в 2018-м эксперимент решили распространить на всю страну. Пока его результаты не будут влиять на допуск к государственной итоговой аттестации и итоговую отметку по русскому языку, но в 2019 году ситуация изменится.

Зачем нужно дополнительное испытание для выпускников, рассказывает ведущий специалист-эксперт управления развития общего образования министерства образования Пензенской области Юрий Конкин.

«Это не возвращение к прежней форме экзаменов. Итоговое устное собеседование выпускников основной школы по русскому языку вводится для проверки навыков спонтанной устной речи у школьников. Дело в том, что не все девятиклассники хорошо владеют русским литературным языком. Между собой они бойко общаются, но плохо владеют литературной речью. Бывали даже случаи, когда выпускники не понимали правильно заданий ОГЭ и ЕГЭ», — отмечает Юрий Конкин.

Что же собой будет представлять итоговое собеседование, если не устный экзамен в традиционной форме?

Предполагается, что собеседование с одним девятиклассником займет примерно 15 минут и будет состоять из четырех заданий.

1. Чтение вслух текста.

Ребенку дают текст и две минуты на подготовку. Затем он должен без ошибок, с правильной интонацией и в хорошем темпе прочитать его вслух.

«Тексты небольшие, по 170−180 слов. Разработаны они Федеральным институтом педагогических измерений и посвящены выдающимся людям России, например, Юрию Гагарину, Александру Суворову, Владимиру Вернадскому, Елизавете Глинке. В тексте обязательно будут числительные в косвенном падеже, которые надо правильно прочесть», — объяснил Юрий Конкин.



2. Пересказ текста с привлечением дополнительной информации.

На подготовку к пересказу предложенного текста девятикласснику дается минута. За это время он может сделать нужные ему записи и воспользоваться ими в процессе ответа.

«Чем ближе к тексту будет пересказ, тем лучше. Также ребенок еще должен выразить отношение к прочитанному и обязательно вставить указанную в задании цитату в пересказ. Заучивать ее не нужно, можно будет цитату прочесть», — отметил Юрий Конкин.

3. Монолог на заданную тему.

На выбор школьнику предложат темы, некоторые будут сопровождаться иллюстрацией, на описании которой и должен строиться рассказ. Важно использовать в монологе не менее 10 фраз, иначе задание просто не зачтут.

4. Диалог с экзаменатором-собеседником.

Длиться беседа должна около трех минут, за это время экзаменатор-собеседник задаст несколько вопросов, а выпускник должен продемонстрировать умение поддержать диалог.

Оцениваться итоговое устное собеседование будет по системе «зачет"/"незачет».

За первое и второе задание максимально дается 10 баллов. За третье и четвертое — девять баллов. «Зачет» получит выпускник, набравший не менее 10 баллов из 19 возможных.

Однако, несмотря на простоту заданий, удается это далеко не всем.

«Во время осенней апробации были случаи, когда ребенок набирал меньше 10 баллов. Это не говорит об общем падении уровня подготовленности, но устная литературная речь некоторых детей, действительно, оставляет желать лучшего», — отмечает специалист Юрий Конкин.

Но будет ли новое испытание объективным? Ведь устная речь — не тест. Юрий Конкин уверяет: беспокоиться не о чем.

«Во-первых, критерии оценивания уже утверждены и опубликованы. Они прозрачны и понятны. Во-вторых, во время экзамена будет вестись аудиозапись. Если потом возникнет спорная ситуация, аудиозапись можно будет использовать для ее разрешения», — отметил он.

«Все задания оценивает экзаменатор-эксперт, а беседует с ребенком экзаменатор-собеседник. Если первым может быть только педагог с лингвистическим образованием: учитель иностранного или русского языка, то в качестве собеседника может выступить преподаватель любого предмета, педагог начальных классов», — отметил Юрий Конкин.

Пока не решено, будут ли экзаменаторами педагоги той школы, в которой будет проходить собеседование, или приглашенные из других образовательных организаций специалисты. Этот вопрос решат тогда, когда в региональные минобразования поступят методические рекомендации по проведению устной части экзамена.

Дополнительный экзамен — это дополнительная работа для учителей. Однако, по словам Юрия Конкина, из-за устного собеседования не надо будет перекраивать учебный процесс и выделять дополнительные часы на подготовку к нему.

«Процесс учебный перестраивать не придется, школьники и так используют устную речь, пересказы на других уроках. Это повседневная работа, просто учителям-словесникам придется обратить на устную речь школьников большее внимание. Никакого негодования в учительской среде по поводу нововведения нет», — отметил он.

С критериями оценивания и демо-версиями заданий можно ознакомиться на сайте ФИПИ. Многие учителя уже работают с этим материалом.

Впервые итоговое собеседование пройдет с 14 по 16 февраля 2018 года. Несмотря на то, что участие в собеседовании будет обязательным, влиять на допуск к ГИА-9 в этом учебном году оно не будет.


Социальные комментарии Cackle

Новости Mediametrics