Вам будет интересно
Наши новости

Первый детский технопарк в Пензе. Как «Кванториум» изменит сознание детей?

1 февраля в 17:32 5682 просмотра
«Кванториум». Почему сравнивать его с обычной секцией допобразования — все равно, что «сравнивать телегу с космическим кораблем»? Какие уникальные возможности он откроет для ребят и имеет ли шансы пензенский «Кванториум» стать федеральным центром по одному из направлений?

" data-title="Первый детский технопарк в Пензе. Как «Кванториум» изменит сознание детей? — Пенза-пресс, рунет за день">

1 февраля в Пензе распахнуло двери образовательное учреждение нового типа — детский технопарк «Кванториум». Почему сравнивать его с обычной секцией допобразования — все равно, что «сравнивать телегу с космическим кораблем»? Какие уникальные возможности он откроет для ребят и имеет ли шансы пензенский «Кванториум» стать федеральным центром по одному из направлений?

Об этом в преддверии официального старта работы «Кванториума НЭЛ» корреспонденту ИА «Пенза-Пресс» Анне Балашовой рассказал директор учреждения Денис Тимирбаев.

— Детский технопарк — это новый и для Пензенской области, и для России формат учреждения допобразования: первые «Кванториумы» начали появляться в стране лишь в 2016 году по поручению президента. Денис Фаридович, поясните, в чем принципиальное отличие детского технопарка от того же ЦМИТа?

— Принципиальное отличие заключается в том, что «Кванториум» проводит систематические образовательные курсы по развитию перспективных компетенций. При этом специалисты-педагоги для этого профессионально подготавливаются по направлениям. В настоящее время направлений более 20-ти. Получение компетенций осуществляется кейсами — упакованными заданиями, направленными на решение задач предприятий, реальных жизненных проблем или собственных разработок ребят.

Особенности «Кванториума» заключаются еще в том, что он ставит перед собой одну из задач развития у ребят софт-компетенции. Это то, на чем постоянно акцентирует внимание президент, о чем говорит все научное сообщество. И это очень верно, так как информация постоянно обновляется, появляется новое оборудование, обучать узким направлениям сейчас экономически нецелесообразно. К примеру, я думаю, что чисто робо-направление в ближайшее время может умереть. Появятся биороботы или что-то другое. По этой причине большой акцент в «Кванториуме» делается на софт-компетенции. То есть компетенции, направленные на развитие личностных параметров. Такие как изобретательское и инженерное мышление, креативность, командная работа и так далее. До этого, к сожалению, в таком формате это не преподавалось.

Детский технопарк — это новый вид допобразования. Сравнивать его с кружками и секциями, не совсем корректно. Это все равно, что сравнивать телегу с космическим кораблем. Я не говорю, что телега — это плохо, а космический корабль — хорошо, но понимаете, это просто разные уровни, они имеют свои отличительные черты.

— Вы упомянули о том, что в «Кванториуме» детей обучают по 20 направлениям — в целом по России. А по каким направлениям смогут обучаться пензенские дети в открывающемся технопарке?

— У нас будет шесть направлений. Мы выбрали те, которые, на наш взгляд, актуальны и востребованы в нашем регионе. С точки зрения финансирования они достаточно недешевые. Мы могли пойти по более простому пути, но не сделали этого. Наши шесть основных направлений, или квантумов, — это нано, био, промдизайн, IT, робо и high-tech.

— Слышала о том, что многие родители стремятся записать своих детей на курсы. Какие критерии предъявляются к ребенку, чтобы его взяли заниматься в «Кванториум»? Какой возрастной ценз и придется ли платить за занятия?

— От семи до 18 лет. И знаете, недавно на одном из мастер-классов, которые мы проводили с ребятами перед Новым годом, сделал для себя вывод, что возрастную планку можно смело снижать. Заявки подали больше 1500 детей. На вводный курс у нас принимаются все, жестких требований нет, мы просто проводим тесты по профориентации. Что касается экономики — мы будем ее выстраивать. Я для себя решил, что если что-то и будет платно, то это должно быть максимально ненапряжно для бюджета семьи. Есть идея сделать стипендии в «Кванториуме». У нас очень много планов — и паспорт таланта, и взаимодействие по «социалке»… Громадье планов, но боюсь, что какие-то направления можем не выполнить, поэтому не буду их озвучивать.

— Но какими-то идеями все же можете поделиться?

— Я убежден, что эффективность работы нужно доказывать не словами, а действиями. Поэтому, скорее всего, к концу 2019 года, а может, чуть раньше, мы обязательно увидим результаты нашей деятельности, экспериментов. Сейчас идей очень много. Начнем с того, что в 2017 году мы показывали свои проекты на форуме «Армия-2017». В этом году тоже несколько проектов планируем вывести на «Армию». У нас есть девушка, которая стала лучшим изобретателем среди молодежи по России, ей сейчас 17 лет, учится в 11 классе. Мы планируем участвовать в «Кванториаде» (0+), уже принимали участие в олимпиаде НТИ — там используют наши разработки как тестовые установки. К сожалению, большим поделиться не могу — мы не боимся повторений, нас сильно смущает непрофессиональное, никчемное псевдокопирование, что уже случалось раньше.

— Расскажите подробнее о том, чем ребята смогут заниматься в «Кванториуме». У них действительно будет возможность создавать изобретения наравне со взрослыми?

— Да, именно к этому мы будем стремиться, мы не просто говорим, к примеру, ребятам, что «сейчас мы с вами изучим таблицу Менделеева», а пытаемся сделать так, чтобы они могли получать элементы из этой таблицы, узнать все их особенности и «секреты получения». Все сложнее и интереснее. Для нас важно практическое применение знаний и умений, и поэтому обучать детей будут практики, а не теоретики.

В «Кванториуме» постоянно появляется много интересных направлений и граней, к примеру, математика, Big Data, планируется открытие шахматной гостиной. В культурном блоке скоро открывается «Неделя кино».

— Зашла речь о тьюторах [наставниках — прим. ред.] - как их готовили? Педагогический штат составляют исключительно практики-инженеры?

— Мы выращивали кадров больше года, а по сути, значительно дольше. Это очень сложный процесс, не все его выдержали. Мы поняли одну вещь: инженера научить педагогике можно, а вот педагога инженерии — практически невозможно. Есть некоторые уникумы, которые в себе это совмещают, мы пытались их вырастить, и по каждому направлению у нас — два региональных тьютора. Есть предпосылки к тому, чтобы мы стали федеральным центром по одному из направлений, — по какому, это пока интрига. Мы зарекомендовали себя с профессиональной точки зрения довольно хорошо, уже второй раз проходит обучение специалистов со всей России именно на нашей базе.

— Денис Фаридович, как вы считаете, в Пензе этот новый формат приживется и будет иметь перспективы?

— Я точно знаю, что это будет супер-интересно, и что те 800 ребят, которые смогут у нас обучиться, получат компетенции. И я уверен, что те направления, по которым мы их обучим, будут востребованы в ближайшее время на перспективных рынках НТИ. Соответственно, и ребята, прошедшие курсы, будут востребованы среди работодателей.

Как только дети осознают, что в этом — их будущее, что они здесь востребованы и к ним прислушиваются, то и разговаривать начинают по-другому. Наша задача — чтобы ребенок, придя из «Кванториума», попытался изменить мир вокруг себя. И если мы даже на вводном курсе повернем сознание у 800 детей, я думаю, что мы повернем сознание не менее чем у 1000 взрослых. А они изменят сознание у людей вокруг себя.


Главные новости Пензы на Яндекс.Новостях
Вступай в группу во ВКонтакте о Пензе
Картина дня в Telegram без спама и обсуждений
Подпишись на специальную рассылку новостей ИА «Пенза-Пресс»

Социальные комментарии Cackle