Вам будет интересно
Наши новости

Великий пост: правила и запреты. Брифинг с владыкой Серафимом

19 февраля в 12:19 4072 просмотра
, на смену ей пришел строжайший христианский пост, который продлится почти семь недель. Какова история Великого поста и как правильно его соблюдать?

" data-title="Великий пост: правила и запреты. Брифинг с владыкой Серафимом — Пенза-пресс, рунет за день">

Сытная Масленичная неделя подошла к концу, на смену ей пришел строжайший христианский пост, который продлится почти семь недель. Какова история Великого поста и как правильно его соблюдать?

Об этом в ходе онлайн-брифинга ИА «Пенза-Пресс» рассказал митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим.

Анна Балашова, корреспондент ИА «Пенза-Пресс»: Давайте начнем с истории православного Великого поста. Когда верующие начали его соблюдать и с чем это связано?

Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим: Можно сказать, что первый пост появился еще в раю. Была дана некая заповедь первым людям о том, что они могут вкушать от любых плодов, кроме древа познания добра и зла. Это и был первый пост, когда от чего-то человек воздерживался. На протяжении всего священного писания мы часто встречаем то, что различные люди постились. В основном, это были эпизоды, связанные с определенными моментами в их жизни, когда хотели по особому угодить Богу, возможно, для того, чтобы что-то исполнилось.

Православный пост, прежде всего, связан с постом самого Иисуса. По священному писанию мы знаем, когда ему исполнилось 30 лет, он отправился к Иерусалиму, в то время там проповедовал Иоанн Предтеча, он крестил людей на реке Иордан. Господь сам приходит на это крещение и, получив его, уходит в пустыню и там в течение 40 дней живет на горе и воздерживается от пищи. Это и было прообразом нашего христианского поста. Конечно, его установление было не с первых веков. С третьего века мы знаем точно, что люди соблюдали традицию.

Анна Балашова: Расскажите о меню поста. Какие блюда следует исключить из рациона и почему? Что можно употреблять в умеренном количестве? Есть ли какие-то продукты, которые можно есть без ограничений? Что можно и нельзя пить?

Митрополит Серафим: С одной стороны мы меняем пищу со скоромной на постную: воздерживаемся от мяса, молока и яиц, но с другой понимаем, что есть немало людей, которые этим занимаются всю жизнь — вегетарианцы. Нельзя сказать, что пост — это только смена пищи, это вообще воздержание. Важно, чтобы организм осознавал, что это время воздержания, какого-то особого подвига, поэтому даже растительную пищу нужно употреблять умеренно. К посту должны приходить люди здоровые. К сожалению, сейчас даже дети не рождаются полностью здоровые, а уж к солидному возрасту появляется много болячек, поэтому человек сам для себя должен решить, от каких продуктов он будет воздерживаться. Если есть какая-то болезнь, то нельзя воздерживаться от всего. Есть некие роды занятий, которым пост не благословляется, в частности, военным. Также если человек трудится на тяжелой работе, ему нужно много энергии, тогда воздержание в пищи — не самое важное.

Безусловно, пост — это самоограничение и самовоздержание в душевной жизни. То есть, если есть пристрастия к телевизору, компьютеру, то нужно себя в этом ограничивать. Если смотрим, то это должны быть необходимые передачи, например, новостные, но никак не развлекательные. Самое главное — нужно никого не обидеть, не нагрубить, не оскорбить, не ввести в искушение. Если мы этого достигли, то пост действительно соблюдается. И тогда не важно, насколько мы себя ограничиваем в пище, важно, что мы внутренне становимся другими.

Антонина: Как связаны христианский Великий пост и языческая Масленица?

Митрополит Серафим: Да, они связаны. В нашем государстве многие события, которые связаны с культурой языческого мира, были воцерковлены. Дело в том, что, как и в любом другом государстве, когда христианство приходило, оно волей или неволей впитывало те традиции, которые были прежде. Та же самая Масленица — праздник, посвященный богу солнца, известные блины — это ни что иное как подобие самого божества. Народу было сложно от этого отказаться. Вы знаете, что Масленица зависит от Пасхи, так, в этом году он очень ранняя, а в следующем она будет почти на месяц позже. Поэтому празднование масленицы привнесло некие новшества в христианство. От язычества остались выпечка и поедание блинов, а также чучело Масленицы. Это народный обычай, с которым христианство мирится и не запрещает. Главное, к чему церковь стремится, — чтобы не было особых увеселений.

Евген: От чего зависит начало и конец поста? Его длительность всегда одинакова?

Митрополит Серафим: От Пасхи. Неминуемо наша Пасха связана с иудейской. Священное писание нам говорит, что накануне иудейской Пасхи было распятие, погребение и воскресение Христово. Иудеи до сих пор живут не по солнечному календарю как мы, а по лунному. Православная традиция установила такой закон, что праздновать Пасху мы должны обязательно не раньше иудеев и в воскресный день. В связи с этим она приходится всегда на разное время, Пасха бывает в промежутке от 4 апреля до 4 мая. Это по особому высчитывается, сейчас созданы календари, в которых указан день. От этого уже зависит и Масленица, и начало поста, и праздник входа Господня в Иерусалим и другие даты — целые полгода базируются на Пасхе. Длительность поста всегда одинакова.

НН: Сколько вообще постов в течение года у православных верующих? Почему этот считается самым строгим — из-за продолжительности?

Митрополит Серафим: У православных почти полгода — пост. Всего четыре больших поста: Великий, Апостольский, Успенский и пост перед Рождеством Христовым. Кроме этого, каждую среду и пятницу, за исключением сплошных седьмиц, мы соблюдаем пост. И еще есть отдельные постные дни — это Воздвижение честного и животворящего креста, Богоявление и другие.

Почему это самый строгий пост? Пасха — это самый великий праздник, самый центральный, именно поэтому он самый строгий и ответственный.

Тоня: Пост делится на какие-то части? Мясо совсем нельзя есть, ни в каком виде?

Митрополит Серафим: Каждая неделя поста посвящена какому-то определенному событию. Предстоящее воскресенье — Торжество православия. Оно так называется, потому что именно в этот день была кончена эпоха вселенских соборов. Их было всего семь, они были от 4 до 9 века включительно. В эту эпоху формировалась доктрина церкви, изъяснялось учение понятным для людей языком.

Вторая неделя посвящена памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Это святой отец, который жил в Греции, его учение было о нетварных энергиях. Поскольку пост — это как раз приближение к Богу, вторая его неделя посвящена ему.

Следующая неделя — Крестопоклонная. Это середина поста, поэтому посвящена кресту. Затем будет идти неделя Иоанна Лествичника, как одного из великих подвижниках пустынниках, который был образцом поста.

Пятая неделя — Марии Египетской. Это очень известная святая. Она была великой грешницей, блудницей, за свои грехи она решила уйти в пустыню, где жила очень долгое время, соответственно, всегда прибывала в посте. Последнее воскресенье перед Пасхой — Вербное, еще оно считается светоносным.

Самыми строгими в питании являются первая, Страстная, Крестопоклонная и последняя неделя поста. Обычно здоровый человек в это время даже растительное масло не вкушает. В остальное можно кушать масло, по воскресеньям можно вкушение морепродктов. В течение поста есть два праздника, когда разрешается вкушение рыбы — Благовещение и Вход Господня в Иерусалим. Но в этом году Благовещение выпадает на канун Пасхи — это самый строгий день, поэтому вкушать рыбу нельзя.

Ульяна: Правда, что великий пост — чисто вегетарианский?

Митрополит Серафим: Отчасти, если люди соблюдают строго, то да. Но если есть предписания врачей или недуги, которые сам человек чувствует, то можно вкушать любую пищу в какие-то дни. Человек это решает сам и берет благословение священника, как ему соблюдать пост.

Лена: Можно ли рассматривать пост как диету и следовать ему без религиозной подоплеки, или это будет считаться грехом?

Митрополит Серафим: Грехом это считаться не будет, но не будет и постом. Получится простая диета и к посту не имеет никакого отношения. Другой момент, что у многих православных это превращается в диету — тогда это грех. Если человек собирается поститься, а это заключается только в том, что он отказывается от еды, то это грех. Не думаю, что это открытие, но когда человек соблюдает диету, то он становится более злой, потому что он испытывает стресс. Самое главное в посте — это отказаться от злых дел, а если ты в этот период становишься еще более злым, то кому от этого радость и польза?

Гриша: А это не вредно для здоровья — сначала есть масляные блины целую неделю, потом семь недель придерживаться жесткой диеты, а потом на пасху снова обильно есть?

Митрополит Серафим: Церковь постепенно готовит человека к посту: сначала отказ идет от мясной пищи, потом от молочной и так далее. Не случайно я сделал акцент на том, что плоха та традиция, что Масленицу мы отмечаем в последний день перед постом. Заход в пост и выход из должны быть постепенными. Разговляться нужно постепенно, к этому нужно подходить с разумом, чтобы не навредить организму. Насколько я знаю, любое воздержание — всегда полезно, не случайно диетологи предписывают диеты. На своем опыте я знаю, что снижение веса полезно для человека. Если люди соблюдают пост, то, я считаю, что это хорошо. Главное, чтобы это было разумно.

Юлия: Можно ли поститься детям, с какого возраста?

Митрополит Серафим: Можно, я думаю, что с 7 лет. Если родители хотят воспитывать человека в христианских традициях, то они должны постепенно это делать. Скажем, с первого года нужно воздерживаться, например, от мяса. С каждым разом постепенно повышать планку, чтобы при достижении ребенком определенного возраста не пришлось сразу поститься как взрослые. Это было бы очень сложно. Все должно быть очень продуманно и постепенно.

Эльза: Пост ведь не ограничивается строгим питанием? Что нужно делать помимо этого, какие правила/запреты в поведении?

Митрополит Серафим: Пост — это, прежде всего, воздержание увеселений. Если есть семейные праздники в этот период лучше перенести их в другое время. По норме, от увеселений нужно воздерживаться совсем, потому что это время дано, чтобы задуматься над своей душой, над жизнью, что можно исправить. Если сегодня ты проводишь время в храме, а завтра — в клубе, то это вряд ли можно назвать постом.

Конечно, многое зависит и от того, как мы живем и где работаем. Например, если твоя семья не придерживается христианских взглядов. Если у мамы день рождение, ты же не можешь отказаться прийти ее поздравить, это будет не правильно. Или поздравление коллег с праздниками, не получится отстраниться от коллектива. Где-то приходится с чем-то мириться — это тоже в какой-то степени пост: когда внутреннее состояние другое, а приходится себя пересилить и сделать что-то ради блага. Самое главное, на чем я еще раз хочу заострить внимание, — это воздержание языка и чувств.

Дина: А можно заниматься спортом в пост? Какие развлечения под запретом?

Митрополит Серафим: Спорт не должен быть самоцелью, если это нужно для здоровья, если это полезно, то нужно им заниматься. Но время нужно разграничивать.

Лида: Действительно ли во время поста обязательно супружеское воздержание? Как это связано?

Митрополит Серафим: Церковь предписывает воздерживаться от супружеских обязанностей в это время.

Лида: А правда что нельзя вступать в брак и рожать детей в пост? А в пасхальную неделю можно? Почему?

Митрополит Серафим: В брак однозначно нельзя вступать, свадьба — центральное событие для человека, это веселье, праздник. Но вот запретить рожать детей, это вряд ли возможно, от этого никуда не деться.

Инна: А все сотрудники РПЦ постятся? Есть жесткое требование относительно этого? Насчет крещенских купаний, например, слышала, что это дело добровольное, даже для священников.

Митрополит Серафим: Что касается крещенских купаний, то это никакое не правило, не канон, а просто народный обычай. Что касается поста: в церки очень строгий «дресс-код» в одежде, поведении, во всем, но все-таки пост — это личное. Как и любой человек, они должны это решать со своим духовником. В церкви работают и больные люди, кто как соблюдает пост — это его личная тайна. И как он его совершает, в это начальство не ввязывается.

Пензенец: А вы соблюдаете пост? Насколько строго?

Митрополит Серафим: Да. Я стараюсь его соблюдать так, как предписывает церковь. Первую неделю я совсем воздерживаюсь от всякой пищи, до пятницы. В пятницу — сухоедение, суббота — с растительным маслом, в воскресенье можно позволить себе что-то вареное. В остальном, как все: без масла — среда и пятница, в субботу и воскресенье позволяю себе морепродукты.

Егор: Вопрос не в тему, но очень интересно, как обстоит дело с передачей ДК им. Дзержинского РПЦ. Это правда будет сделано? Разве РПЦ недостаточно тех церквей и храмов, что уже есть, в чем необходимость забирать ДК?

Митрополит Серафим: Необходимость состоит в том, что это здание храма, а для любого верующего — это святое место. Мы уверены, что все те помещения, где располагались церкви, должны ими и быть. Я согласен, что не нужно закрывать дом культуры, но это немного не моя тема. Я уверен, что администрация города должна позаботиться о том, чтобы каким-то образом это восполнить.

Ольга: Как церковь относится к соцсетям, к бесконечным селфи ради лайков: не идолопоклонничество ли это? Также в соцсетях много групп религиозного характера. Как отличить, где истинная церковь, а где секта?

Митрополит Серафим: Очень сложный вопрос. Не буду говорить за всю церковь, но меня все это немного раздражает. Молодые люди, даже церковные, живут уже «не с нами». Мы должны с этим мириться и понимать. Действительно создается много групп, чтобы было место и для религиозного просвещения. Как отличить от сект, это вопрос. Нужно обращать внимание, кто является модератором группы, с чьего благословения это делается. Нельзя все ограничить и покрыть цензурой, человек сам должен ко всему относиться с настороженностью и разумением. Интернет — это новая форма общения, и никуда от этого не денешься.

Дмитрий: Как стать священником? Для этого нужно специальное образование, или связи?

Митрополит Серафим: Вопрос своевременный: священников нам не хватает. Приходите ко мне на прием, и мы все обсудим.

Для этого нужно специальное образование. В Пензе есть духовная семинария, которая работает по двухступенчатому образованию: бакалавриат и магистратура. Чтобы стать священником, достаточно закончить бакалавриат. Священник — это не обычный специалист, чтобы им стать, у нас — полумонастырское образование. Люди там живут, погружаются полностью в христианскую жизнь. Кроме научных навыков, им показывается еще церковная жизнь изнутри. Если человек имеет твердое намерение, мы готовы его принять.

Фотография: http://пензенская-епархия.рф/index.php/nggallery/2015/13-04-15?page_id=2222

Главные новости Пензы на Яндекс.Новостях
Вступай в группу во ВКонтакте о Пензе
Картина дня в Telegram без спама и обсуждений
Подпишись на специальную рассылку новостей ИА «Пенза-Пресс»

Социальные комментарии Cackle