Вам будет интересно
Наши новости

Урбанист С. Мурунов: Социальная разобщенность города начинает набирать критическую массу

10 июня в 17:53 832 просмотра
, кто и чем в нем живет, а кто доживает последние дни, новый класс горожан и за кем будущее — на открытой лекции «Развитие постсоветских городов: вызов нового времени» рассказал руководитель Центра прикладной урбанистики при МВШСЭН, эксперт Общественной палаты РФ Святослав Мурунов.

" data-title="Урбанист С. Мурунов: Социальная разобщенность города начинает набирать критическую массу — Пенза-пресс, рунет за день">

Как выглядит современный город, кто и чем в нем живет, а кто доживает последние дни, новый класс горожан и за кем будущее — на открытой лекции «Развитие постсоветских городов: вызов нового времени» рассказал руководитель Центра прикладной урбанистики при МВШСЭН, эксперт Общественной палаты РФ Святослав Мурунов.

9 июня в администрации города прошел шестой общественно-экономический форум «Поиск провинции: экономика партнерства», посвященный теме экономического сотрудничества государства и частного сектора. В качестве спикеров выступили представители бизнеса, инвестиционных компаний, банков, администраций и областных правительств из Пензы и других городов.

Эксперт Святослав Мурунов на открытой лекции «Развитие постсоветских городов: вызов нового времени» рассказал, какой класс придет на смену текущему бизнесу, и как управлять городским развитием через доверие и регламенты, а не руками. Как «общественные пространства могут стать новой городской экономикой».

«Я в своей практике проехал более 500 городов на постсоветском пространстве и могу с уверенностью сказать, что физически везде город выглядит одинаково. Я побывал в Казахстане, Кыргызстане, Белоруссии, Молдове и т. д. Высокие заборы, умирающие промышленные зоны, жесткие девелоперские проекты, сложные связи (автомобилистов и пешеходов, например), недостаток внимания к масштабам человека. Главным в городе стал автомобиль и все крутится вокруг автомобиля: парковки, транспорт, развязки. Недостаток внимания к историческому наследию, либо деградация исторического наследия — отсутствие единого стиля в разных городских ансамблях и множество других проблем. В любом городе не решена проблема раздельного сбора мусора. Как городу качественно использовать то, что у него есть, а не искать нового в полях. Эти причины являются системными и они не зависят от каких-то отдельных личностей, от индивидуальных желаний" — констатирует спикер форума.

По словам Мурунова, простых решений в сложившихся ситуациях нет. И не будет. Город — это сложная система, уже и потому, что живут в нем разные группы людей. Задача администрации — найти инструменты, которые помогут максимально вовлечь каждую группу в участие в жизни города и в решение этих проблем.
«Социальная разобщенность города начинает набирать критическую массу. Во многом, это результат системных последствий накопившихся в постсоветском обществе. Но, не все так плохо (смеется)!

Культурный анализ постсоветского города, на который у нас ушло несколько лет, позволил нам понять, что же происходит в голове у разных групп людей. Почему они такие, почему у нас такие управленческие решения и такой бизнес. Самая базовая культура, которую мы вскрыли, нас порадовала и многое объяснила, это — «крестьяне» — это не те, у которых есть корова во дворе, хотя, встречаются и такие. В основном, это люди с крестьянским мировоззрением. Откуда у нас в городе глухие, высокие заборы — крестьянское желание отгородиться от всех: «Мой мир здесь, а за забором — это уже не мое и я могу туда мусор выбросить и т. д.». Такой человек город не тянет и наша задача, придумать какую-то среду, возможно, пригород, где крестьянину будет комфортно. Нужно попробовать их перепрограммировать, сделать городских фермеров.

Вторая городская культура — «заводчане». Мышление заводчанина схематично. Им сложно думать, главное — делать. Отношение к человеку как к ресурсу типично именно для заводского человека.

Третья культура - «советская». Вы скажете, что ее нет, и ошибетесь. Потому что наш город все еще воспроизводит советскую культуру. Девелоперы еще не успели стереть советское наследие, да у них и не было такой задачи. И даже названия районов — наглядный пример: «Ленинский» «Первомайский», «Железнодорожный», «Октябрьский» — есть в каждом городе. Человек с советским мышлением может рассматривать проблему в глобальном масштабе, но ему трудно сфокусироваться на мелочах, на деталях.

Четвертая культура — это современная культура, которая появилась после 90-х годов — «культура выбора». Выбирать можно бесконечно, это мы хорошо усвоили и стали применять. Но, рано или поздно возникает вопрос идентификации: «Кто я?» Прежде нужно понять кто же я, а потом уже решать, что мне полезно, а что нет.

С группами и культурой разобрались. Но, почему нам всем так сложно общаться в современном постсоветском городе? Потому что среди нас нет чисто «крестьянина» или «заводчанина», «советского» или «вечно выбирающего». Все мы, так или иначе, носители каждой культуры» — объяснил Святослав Мурунов.

«Постсоветский город сейчас переживает несколько кризисов. Выделю несколько. Первый — в городе закончилась свободная земля, в городе закончились рынки, где вы можете создать ресторан, например, и сразу получить доход. У бизнеса закончился город как рынок. Второй — произошла смена портрета потребителя. Сейчас появился новый класс потребителя — «веганы, велосипедисты, йоги» — так мы его условно называем. Они очень хорошо представлены в центральных городах. Это люди, которые занимаются странной деятельностью и имеют много разных компетенций. Доход своего домовладения они тратят не на материальное, а на образование, путешествия, культурный досуг. Бизнес столкнулся с общим проседанием платежеспособности горожан. Третье — бизнес, за это время, наработал лучшие управленческие команды, с точки зрения менеджмента, финансов, маркетинга и эти управленческий команды начинают собственнику давить в спину: «Давай уже что-то менять, делать, давай нам сложные задачи».

Мы видим, что средний бизнес на постсоветском пространстве становится одним из революционных классов. Именно предприниматели в городе хотят качественных изменений. Запрос на качественные изменения у среднего бизнеса. Но! Время среднего бизнеса прошло. Эти ребята, за последние 25 лет, все что могли — сделали. Дальше двигаться будет очень тяжело!

Малый бизнес я не рассматриваю, т. к. они выживают, как могут. Они не играют по правилам и занимают нишу, где крупный и средний бизнес недоглядел.

Новый класс, который сейчас появляется — это креативный бизнес. Бизнесом его назвать пока тяжело. Но, будущее за ними. Ближайшие 20 лет именно они будут менять город. Креативный класс пытается создавать продукты и услуги, пользуясь своей головой. Для них город — это, прежде всего, рынок новых запросов, идей. Им нужно, чтобы в парке были не просто лавочки и деревья. А чтобы около этих лавочек и деревьев ходили разные люди, чтобы можно было что-то попробовать, что-то предложить, познакомиться, каким-то образом изучить спрос. Поэтому этот класс предъявляет высокие требования к общественному пространству», — добавил он.

Данную тему, Святослав и его команда урбанистов, обсуждали в Сколково на протяжении двух дней. В Пензе, в рамках форума, материал пришлось сжать до часового выступления. Но, и за этот час, многие услышали что-то новое, которое можно частично или полностью применить, а остальные вспомнили забытое.

В заключении Святослав поделился своим видением развития Пензы и пообещал всячески помогать своей малой родине: «Пензе нужно найти свою картину мира и настроить городское мировоззрение на эту картину. Не просто научить всех разговаривать друг с другом, а дать возможность идентифицироваться и понять куда двигаться. В городе должна быть культура. Это стратегически важно! Город должен понимать, что любое культурное событие — это воспитание горожанина. А чем «горожанин» отличается от «жителя»? Житель физически живет в городе, но в общественной жизни города не участвует: «Вы меня не трогайте, я ничего не хочу решать и ни во что вовлекаться не буду». А горожанин может в городе не жить, но за город переживать, в него инвестировать, представлять его на разных площадках, помогать любыми доступными способами. Поэтому, главная задача города — воспитать уникального горожанина».

Светлана Ольховская

Интервью Святослава Мурунова, которое он ранее давал «Эху Пензы», можно прочитать здесь.


Главные новости Пензы на Яндекс.Новостях
Вступай в группу во ВКонтакте о Пензе
Картина дня в Telegram без спама и обсуждений
Подпишись на специальную рассылку новостей ИА «Пенза-Пресс»

Социальные комментарии Cackle