Вам будет интересно
Наши новости

Взрывной дисконт на топливо

3 июля в 10:32 2328 просмотров

Не менее десяти автозаправок в Пензе угрожают жизни людей. Как проверяют опасный бизнес?

10 июня в четырехэтажном доме на улице Крупской, 27 в Пензе произошел взрыв бытового газа. В первый же день в региональном ГУ МЧС и комиссии по ЧС прошли экстренные заседания, на которых было принято решение объявить режим повышенной готовности с 10 июня. Но, как показывает практика, все проверки бьют только «по хвостам». Проверяющие не способны работать на опережение и не пытаются предотвратить возникновение ЧС. После чрезвычайной ситуации кампания проверок быстро сходит на нет, не проводится работа над ошибками. Ситуация возвращается на круги своя или становится хуже. Приведем конкретные примеры, когда, несмотря на явные нарушения, в окрестностях Пензы продолжают функционировать опасные объекты.

По итогам очередной чрезвычайной ситуации озвучиваются очередные пугающие цифры, виновников публично и прилюдно обещают наказать. Но не задаются главным вопросом: что делать? Ответим: работать на опережение и упреждение ЧС, особенно в тех случаях, когда речь идет об опасных производственных объектах.

Например, после трагедии 18 июля 2015 года на автозаправочной станции № 262 «Лукойл», по результатам прокурорских проверок, на различных АГЗС нашего города было выявлено 176 нарушений, заведено 40 административных дел, выдано 40 представлений об устранении нарушений законодательства. А в ходе расследования причин ЧП было установлено двое виновных в несоблюдении требований безопасности. По вынесенному приговору 31 мая 2016 года, один из них получил реальный срок заключения. Тогда правоохранительные органы показали, что могут работать, выявлять и побуждать бизнес устранять нарушения требований безопасности. Но продолжалось это непродолжительное время. Иначе как объяснить, что нарушений не только не стало меньше — они расцвели буйным цветом? Спустя три года после взрыва в регионе появилась не одна АЗС с нарушениями, а целая сеть заправочных комплексов, на которых открыто не соблюдаются требования закона.

Сервис в духе 90-х

Подъезжая к одному из заправочных комплексов в пригороде, расположенном на 1-м Горном проезде, я наблюдал очень странную картину. На площадке стояла передвижная цистерна. К емкости были подсоединены гибкие шланги, соединенные с небольшой модульной заправкой, по своему виду больше напоминающей автобусную остановку. Рядом с ней расположилась неприметная серая будка без логотипа компании-продавца. Какой поставщик поставил топливо на эту заправку, нигде не сообщалось. Единственная доступная для клиентов информация — цена, и, конечно, она подкупает, ведь на большинстве заправок известных брендов стоимость топлива выше.

Заправщик на станции был готов меня обслужить. Это был мужчина средних лет в грязной, сальной повседневной одежде с довольно сильным алкогольным амбре. Форменная одежда, бейдж с именем — о таких вещах на этой заправке вряд ли слышали.

За полчаса, что я находился на заправке, ее посетили почти дюжина людей. Четверо заправили газовые баллоны, а остальные — баки своих авто. Расплачивались все клиенты только наличными.

Следующий пункт моего исследования — заправка на улице Литвинова, 38 А, на территории бывшего АТП-5. Здесь желающих заправиться встречают целых две цистерны на колесах. Причем стоят они в непосредственной близости с двухэтажным офисным строением. Заправка топливом производится в двух будочках, как будто построенных на скорую руку из подручных материалов.

Еще хуже — картина на улице Аустрина, 143. Это довольно оживленный район, вблизи общественных мест, кафе и магазинов. При этом заправка выглядит как одинокая цистерна, снятая с автомобиля, стоящая прямо в кустах. На емкости нет ни одного знака, ни бренда продавца, ни отметок о проведении технического освидетельствования. Рядом, под хлипким навесом, — примитивная заправочная стойка, шланги тянутся прямо по раскаленной от солнца земле. Насос тоже валяется на земле рядом с промышленным мусором.

На улице Большая дорога заправка с цистерны ведется недалеко от кафе «Лада», примерно в 50 метрах. Картина, можно сказать, уже привычная: раздает топливо цистерна, размещенная наскоро прямо в полевых условиях. В тот момент, когда я подъехал, вероятно, возникли какие-то перебои. Об этом сообщала самодельная картонка, прикрепленная к ржавой будке: «газа нет».

А вот пятая цистерна на колесах, которую я встретил, была размещена солидно — на территории АЗС, на улице Курская, 74/113А. По сути, АЗС с газозаправочной цистерной становится многотопливной, однако об этом нигде не сообщалось.

В дополнение к моему исследованию, на одной из АГЗС на колесах я попытался заправить бытовой газовый баллон. Заправщик мне не отказал, но объяснил, что есть технология — сделать это он может только по личному разрешению хозяина. А иначе ему светит уголовная статья. Получается, простого работягу могут осудить по уголовной статье, а предпринимателя, незаконно заправляющего транспорт на подпольной заправке, нет? Интересно, усматривают ли следственные органы в этом коррупцию?

Подобный сервис в сетевых заправочных комплексах невозможно встретить уже с середины 90-х годов. По всем внешним признакам эти АГЗС выглядели, как подпольные. Но неужели это возможно, учитывая, как пристально проверяют контролирующие структуры лицензированные заправочные станции. Впрочем, делать выводы — удел экспертов, а не журналистов. Поэтому за разъяснениями я обратился к специалистам.

Опасные объекты вне охранной зоны

Одной из ведущих организаций по проектированию заправочных комплексов в Приволжском федеральном округе является компания «Еврогалс», имеющая большой опыт в этой сфере. Технический директор компании Роза Гордеева отметила, что в последние годы был принят ряд нормативных актов, значительно изменивших процедуру согласования при строительстве автозаправочных станций.

«На сегодняшний день при проектировании и строительстве автозаправочных станций стоит руководствоваться Сводом правил 13130 2014 «Станции автомобильные заправочные». И сводом правил 156.13130.2014 «Требования пожарной безопасности». Эти нормы пришли на смену НПБ (Нормы пожарной безопасности) 111−98 «Автозаправочные станции».

Нормативными документами утверждены требования для автозаправочных станций, работающих как на бензине, так и на СУГ — сжиженных углеводородных газах. Документы предусматривают целый ряд требований. Например, установку двустенных резервуаров для топлива или одностенных, но с обязательной теплоизоляцией.

Другим важным требованием эксперт назвала наличие обязательных охранных зон. Так как заправочная станция является потенциально опасным объектом, который размещается на значительном отдалении от жилья и иных посторонних объектов. В отдельных случаях охранная зона может достигать 60 и даже 100 метров.

Но увиденные мной АГЗС противоречат целому ряду из предъявляемых законом требований. Охранные зоны, скорее всего, либо вовсе отсутствуют, либо никак не обозначены и не соблюдаются. Учитывая, что используются надземные резервуары для перевозки топлива (передвижная АГЗС), свод правил предусматривает, что охранные зоны должны быть никак не меньше 300 метров. Но в пределах этого расстояния на этих заправках были расположены промышленные сооружения, не относящиеся к АГЗС и даже кафе. Иными словами, эксперт разъяснила, что эксплуатация АГЗС с надземными резервуарами — такими цистернами, как я увидел по вышеуказанным адресам, в настоящее время запрещена.

«Какой эксперт мог бы согласовать такую заправку»?

Говоря о заправочных комплексах, фигурирующих на фото, технический директор «Еврогалс» выразила сомнения в законности их установки:

«Судя по фотографиям, речь идет, скорее всего, не о модульных или мобильных конструкциях, а о самовольно установленных объектах. Предполагаю, что в данном случае у хозяев этих объектов вовсе нет проектов. Допущен, на мой взгляд, ряд серьезных нарушений. Недопустимо соединение топливного резервуара и топливной колонки при помощи гибких шлангов. Такое соединение может быть применимо только для кратковременного слива топлива из автоцистерны», — сказала она.

Специалист обратила внимание и на другие серьезные нарушения:

«В качестве топливного резервуара используется обычная автоцистерна для транспортировки, что не допускается даже в модульных станциях. Это также противоречит действующим СП. Даже не знаю, кто бы мог согласовать подобные заправочные станции», — удивилась Роза Гордеева.

К чему могут привести подобные нарушения — вопрос дискуссионный. К примеру, в Омске взрыв переносного газового баллона в двухэтажном доме вызвал его полное разрушение.

И речь в каждом случае шла лишь о небольшой емкости объемом 50−100 литров. В то время как в автоцистерны рассчитаны на объем от 1200 до 36000 литров. В Мексике при взрыве бензовоза было уничтожено 40 автомобилей, 30 близлежащих домов получили повреждения.

Кто ответит за взрыв газа?

Таким образом, последствия существования подпольных заправочных станций могут быть не менее серьезными, чем настоящий теракт, и привести к гибели сотен людей и техногенной катастрофе.

В ходе рейда по подобным заправкам мне удалось найти объекты, на которых одновременно стояли даже не два, а три автоперевозчика с цистернами. Что будет, если случайная искра приведет к их взрыву? Сложно даже представить последствия подобной трагедии, если она произойдет в течение рабочего дня, поблизости от цеха с рабочими или еще хуже — в месте массового скопления людей. А летом риск трагедии возрастает еще больше, потому что под действием солнечных лучей давление газа в автоцистернах повышается. Где гарантия, что ушлые торговцы газом в погоне за возросшим спросом из-за роста цены на топливо не превысят норму заполнения цистерн? Кто поручится, что они используют полностью исправное оборудование? Между тем, в случае аварии последствия могут оказаться не менее драматическими, чем потрясшая страну трагедия в ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерово.

По данным нашего издания, всего в области действует не менее десяти подобных подпольных газозаправочных комплексов.

Тяжело требовать от простых жителей прекратить покупку топлива на подобных заправках. Для многих именно цена является решающим фактором. Люди по привычке будут надеяться на русский авось, да и не должны знать всех норм и правил функционирования заправочных станций.

Однако подобная логика справедлива лишь в отношении рядовых потребителей, но никак не людей, обличенных властными полномочиями и по роду деятельности обязанных наблюдать за исполнением требований закона.

Пришло время задать ряд вопросов руководителям региональных проверяющих и надзорных структур. Кто ввел в эксплуатацию эти объекты? Хочет ли глава областного управления МЧС оказаться под арестом, как это уже произошло с его коллегой с Кузбасса Григорием Терентьевым? Напомним, что Терентьев был арестован именно за отсутствие регулярных проверок опасных производственных объектов в регионе.

Знают ли в управлении Ростехнадзора о существовании таких заправочных комплексов, как описано выше, и готовы ли специалисты рассчитать риски в случае аварии?

Имеет ли трудовая инспекция данные о прохождении персоналом этих заправочных станций обучения? Была произведена аттестация рабочих мест на таких АГЗС?

Выдавали ли в метрологии разрешения на использование измерительных приборов, счетчиков на налив, актов о поверке?

Знает ли департамент государственного имущества Пензенской области об использовании земельных участков под размещение ОПО (опасных производственных объектов)? Были ли заключены договоры об аренде земельных участков? Как проходило выделение земли под эти объекты?

Какую позицию в данном случае занимает Ростехнадзор? Поставили ли в управлении опасные объекты на свой учет, прошли ли АГЗС необходимые проверки? Или в ведомстве предпочитают не замечать их существования?

Кем застрахована ответственность на этих АГЗС и соблюдается ли Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»?

Есть вопрос и к службе, осуществляющей энергонадзор. Как эти АГЗС подключены к электросетям? Есть ли на таких горе-объектах ответственные и обученные энергетики?

Знают ли в прокуратуре Пензенской области о деятельности целой сети заправок, деятельность которых не просто сомнительна, но потенциально опасна? Намерены прокурорские работники вместе с полицией, следственным комитетом и МЧС пресечь подобную деятельность?

И не менее интересный вопрос: сколько налогов в бюджеты приносят эти заправочные комплексы?

P. S. Просим считать данную публикацию официальным обращением в прокуратуру Пензенской области, Средне-волжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ГУ МЧС по Пензенской области.


Главные новости Пензы на Яндекс.Новостях
Вступай в группу во ВКонтакте о Пензе
Картина дня в Telegram без спама и обсуждений
Подпишись на специальную рассылку новостей ИА «Пенза-Пресс»

Социальные комментарии Cackle