Что скрывают кулисы пензенского драмтеатра? Спецпроект

31 марта в 14:53 44304 просмотра
, кто пишет музыку для спектаклей Пензенского областного драматического театра, как создаются костюмы, «одежда сцены» и декорации? ИА «Пенза-Пресс» предлагает читателям узнать ответы на эти вопросы, совершив увлекательное виртуальное путешествие в театральное закулисье.

" data-title="Что скрывают кулисы пензенского драмтеатра? Спецпроект — Пенза-пресс, рунет за день">

Как устроено театральное закулисье, кто пишет музыку для спектаклей Пензенского областного драматического театра, как создаются костюмы, «одежда сцены» и декорации? ИА «Пенза-Пресс» предлагает читателям узнать ответы на эти вопросы, совершив увлекательное виртуальное путешествие в театральное закулисье.

Экскурсию для корреспондента информагентства Анны Балашовой провел руководитель литературно-драматургической части учреждения Виталий Соколов.

Как шьют костюмы для актеров?

По словам Виталия Соколова, необходимо четко разделять три профессии, связанные с костюмами, и понимать, что костюмеры — вовсе не те люди, которые придумывают одежду для актеров. Разрабатывает дизайн, рисует эскизы художник по костюмам, а воплощают задумку закройщики в пошивочном цехе. Костюмеры же хранят костюмы, ухаживают за ними и по необходимости выдают актерам.

Кабинет художника по костюмам

Это рабочее место Марины Смельчаковой, которая придумывает костюмы и рисует эскизы. Она также занимается подбором и закупкой ткани.

Пошивочный цех

Здесь работают пять человек: двое закройщиков трудятся над созданием мужских костюмов, двое — женских, также есть один заведующий. Сейчас в цехе готовят костюмы к ближайшей премьере — «Свадьба Кречинского» (12+). Спектакль покажут 2 апреля.

На изготовление одного костюма, в среднем, уходит около недели, но все зависит от сложности. В процессе пошива актеры проходят всего две примерки.

Это эскиз московского художника к спектаклю «Визит алой дамы» (16+), который ставили к бенефису актрисы Натальи Старовойт в 2017 году. По этому эскизу пензенские закройщики шили костюмы на артистов.

Хранение костюмов

В небольших помещениях хранятся костюмы с идущих спектаклей. С ушедших — находятся на складе.

Как изготавливают декорации и «одежду сцены»?

В драмтеатре есть бутафорский и декорационный цеха. В бутафорском, где работают два человека, сейчас к новому спектаклю готовят множество колоколов.

На создание такого колокола у художника-бутафора Андрея Хлебникова уже ушло три недели, впереди — еще неделя труда.

«Основа — каркас, фанера, тонкие бруски. Остальное пространство закладывается пенопластом с монтажной пеной. Потом его нужно отшлифовать, чтобы поверхность была ровной, оклеить тканью и бумагой, чтобы при покраске колокол выглядел как настоящий, блестел», — рассказал сотрудник театра.

В бутафорском цехе хранятся сценические вещи с разных спектаклей.

Например, эта «каменная» собака - из спектакля «Ветер шумит в тополях» (12+). В ее основе — деревянный каркас, пенопласт, пена и ткань, сверху — шпаклевка.

Это элемент декорации из «Сублимации любви» (16+).

А эта скамейка — из спектакля «Королевская корова» (6+).

В бутафорском цехе есть люк, через который крупные декорации на крюках спускают к сцене. Это предстоит сделать и с колоколом к премьере «Свадьба Кречинского».

В декорационном цехе к спектаклю уже подготовили колонны, скульптуры. Здесь расписываются задники [задний фоновый занавес — прим. ред.] сцены кистью, пульверизаторами.

В этом же цехе готовят покрытие сцены — половик. Часто на спектакль специально делают «одежду сцены»: кулисы, падуги [верхняя вспомогательная декорация, скрывающая от зрителя механизм верхней части сцены — прим. ред.], задник, половик.

По словам Виталия Соколова, оформление сцены для премьерного спектакля начинается вместе с репетициями и занимает, в среднем, около двух месяцев.

Где создают музыку для спектаклей?

В драматическом театре — лучшая в городе и области звукозаписывающая студия, отмечает композитор и инженер звукозаписи Валерий Куликов.

«Здесь рождается музыка для всех наших спектаклей, вся она берет начало в этой маленькой комнатке», — рассказал он.

На спектаклях звучит и авторская музыка, Валерий Куликов — один из композиторов.

Здесь записывают живые инструменты, пишут не только плюсовки, но и минусовки песен, потому что во многих спектаклях артисты поют вживую.

«В этой студии записываются музыканты, у которых есть авторские альбомы. Альберт Ибраев наш, например. Михаила Сурского записывали, Марту Серебрякову, вокальный ансамбль «Домисолька», — отметил руководитель литературно-драматургической части областного драмтеатра.

Как устроена сцена и кто ей управляет?

В драматическом театре есть два зала — малый и большой. Первый рассчитан на 100 мест, за ним находится переход к другому.

Их соединяет помещение, так называемый «карман», в котором хранятся декорации с идущих спектаклей.

К слову, сверху находится тот самый люк из бутафорского цеха, по которому к сцене спускают готовые крупные декорации.

Большой зал рассчитан на 950 мест, включая бельэтаж и балконы. На момент проведения экскурсии сцена была подготовлена к спектаклю «Бременские музыканты» (0+). Каждый день ставят и разбирают декорации машинисты сцены.

Так выглядит большой зал со сцены, глазами артистов:

В правом кармане сцены хранятся декорации к «Бесприданнице» (16+), «Сублимации любви» и другим спектаклям текущего репертуара.

Это арьерсцена [специальное пространство позади основной сценической площадки, которое является ее продолжением, создает иллюзию большой глубины — прим. ред.], здесь также размещены некоторые декорации.

Так выглядит пульт ассистента режиссера и машиниста сцены. С него управляется вся сценическая машинерия: поднимаются и опускаются штанкеты с кулисами, раздвигается или поднимается занавес, вращается круг, включается свет, звук и так далее. Здесь есть связь со всеми подразделениями — световой, звуковой рубкой, с гримерками актеров. Сцена и пространство за кулисами — основное рабочее место монтировочного цеха.

На каждый спектакль есть своя звуковая и световая партитура. Соответствующее сопровождение ведется из звуковой и световой рубок.

Что под сценой?

Это так называемая оркестровая яма. Лестница ведет к люку, который можно открыть и высунуться на сцену. Его задействуют во многих спектаклях, когда герои появляются отсюда или уходят. Например, в «Бременских музыкантах» отсюда появляется сыщик, сюда же он утаскивает принцессу. Здесь сидели музыканты из орекстра Каширского, когда в Пензе ставили оперу Джузеппе Верди «Травиата» (12+).

Так выглядит поворотный круг в действии.

А это — пространство под поворотным кругом. Здесь располагается силовая установка, которая вращает круг. Время от времени это место бывает задействовано как экспериментальная сценическая площадка, так называемая площадка «Под кругом». Здесь проходят творческие лаборатории, читки. Ставят стулья, прожектора на штативах, подключают звук, и актеры читают новые пьесы. В последний раз такую лабораторию организовывали на фестивале «МаскерадЪ» в 2017 году.

Гримерные артистов

В пензенском драмтеатре — 30 гримерок, каждая рассчитана на одного или двух актеров, они располагаются на трех этажах.

Так выглядит гримерная заслуженной артистки России Галины Репной. Также здесь перед коммерческими концертами останавливалось много звезд, и по просьбе актрисы все оставляли автографы на стенах.

«Здесь и Владимира Кузьмина можно найти, и Бориса Гребенщикова, и «Максим», и Антона Макарского, и Михаила Каплана, и многих других», — отметил Виталий Соколов.

Актеры и другие сотрудники драмтеатра также оставили свои автографы.

Этот фотоколлаж с ролями разных лет делали на один из бенефисов Галины Репной.

Предлагаем читателям самостоятельно осмотреть гримерную заслуженной артистки России:

«Гримерки актеров — это, по сути, их жилище, здесь они могут полноценно отдыхать. Когда, например, идут новогодние представления, они играют по три «елки» в день — скажем, в 10, в 13, 15.30. Понятно, что отдыхать приходится здесь. Поэтому в гримерках у них есть все необходимое для жизни — и санузел, и душевая. У некоторых и холодильник есть», — рассказал Виталий Соколов.

А это — гримерная заслуженного артиста России Генриха Вавилова, на данный момент — старейшего актера пензенского драмтеатра. Ему 84 года. Он начинал карьеру в Кузнецком драматическом театре, в 1961 году стал работать в Пензе. В прошлом году Генрих Дмитриевич отметил 65 лет творческой деятельности.

Актер Павел Тачков с гордостью продемонстрировал свой «музей кошек». Он коллекционирует фигурки животных, привозит из командировок.

Гостиница для иногородних актеров

В пензенской актерской труппе — 12 иногородних артистов. Им предоставляют гостиничные номера, которые находятся в самом драмтеатре. Всего их 15. Некоторые, отметил Виталий Соколов, живут в них почти 10 лет.

В номерах есть все необходимое для комфортной жизни.

Ранее ИА «Пенза-Пресс» сообщало об открытии и первой экскурсии по музею областного драмтеатра 27 марта, во Всемирный день театра. Подробнее узнать о самых интересных экспонатах выставки, непростой истории здания и планах по дальнейшему расширению экспозиции можно здесь.

Фотография: Фото и видео Анны Балашовой

Социальные комментарии Cackle
Закрыть (Esc)