На площадке ИА «Пенза-Пресс» 20 марта с 12.00 до 13.00 состоялась встреча в формате онлайн-конференции с митрополитом Пензенским и Нижнеломовским Серафимом.
Вопросы митрополиту Серафиму задавались как во время онлайн-конфернции, так и заранее.
Валерия: В каком возрасте лучше крестить детей и почему эта процедура такая дорогая?
Митрополит Серафим: По русской православной традиции, детей крестят во младенчестве. В дореволюционной России, как правило, крестили на третий день после рождения, а в случае опасности для жизни - сразу же после появления на свет. Каких-то строгих канонов нет. Но понятно, что, чем раньше - тем лучше, ведь некрещенного младенца даже нельзя поминать за здравие за богослужением.
Еще одна причина желательности скорейшего крещения для некрещеного человека любого возраста - опасность, не дай Бог, умереть без крещения. Ведь в Евангелии сказано: «Кто не родится от воды и от Духа [то есть не крестится] не может войти в Царствие Небесное».
По поводу платы за крещение. Как такового тарифа вообще не существует, есть лишь рекомендуемая сумма пожертвования. В случае тяжелого материального положения родителей в любом храме должны пойти на встречу, снизить эту сумму или вообще совершить таинство бесплатно. Снова повторю, это - не цена услуги, а пожертвование.
Владимир Петрович: Почему венчают только после росписи молодых в ЗАГСе? Ведь получается, что люди живут во грехе до венчания, хотя для общества они уже муж и жена.
Митрополит Серафим: Да, венчание совершается сейчас только при предоставлении свидетельства о браке. Главная цель этого - избежать случаев, когда пытаются обвенчаться люди, уже состоящие в другом законном браке, либо имеющие препятствие к браку в силу кровного родства.
Свидетельство о браке освобождает Церковь от необходимости выяснять все эти обстоятельства (в царской России священник обязан был провести своеобразное «расследование», прежде чем допустить к венчанию).
А жизнь в законном, зарегистрированном в ЗАГСе браке Церковь не считает грехом и блудным сожительством. Зарегистрированный брак мы признаем законным, хотя он и не освящен церковным Таинством. Грехом, «блудным сожительством», считается так называемый гражданский брак, когда люди живут вместе, не будучи расписанными.
Анастасия П.: Знакомая рассказала, что, когда она пришла в церковь на исповедь, батюшка отругал ее, потому что она долго не ходила. Мог ли он ее этим укорить? Я тоже долго не была на исповеди, теперь страшно идти. Как мне быть?
Митрополит Серафим: Страшиться не нужно. Священник не имеет права устрашающе действовать на прихожан. Ему нужно вдумчиво над своими словами, действиями работать, иначе, как говорится, каков поп, таков и приход. Укорить за то, что человек долго не приходил на исповедь, священник не может – у всех разные жизненные обстоятельства. Бояться исповеди не нужно, если даже и случается такое, что священник грубое слово сказал, нужно понимать, что он - обычный человек, и его слово на исповеди не несет обязательного понимания наказания.
Артем: Я боюсь идти на исповедь. Боюсь, что меня осудят священнослужители за мои грехи. Что делать?
Митрополит Серафим: Каждый выбирает приход, который ему близок по душе, и священника выбирает того, которому проще довериться. Кому-то проще обратиться к человеку, который старше, кому-то – к тому, кто строг или, наоборот, приветлив. Вам просто нужно выбрать священника, которому вы доверяете.
В идеале, у каждого должен быть свой духовник, который знает человека изнутри.
Стесняться исповеди не нужно. Грехи зачастую у всех одни и те же. И нового ничего здесь не изобретено.
Максим: Здравствуйте! Когда был в Москве, то купил там журнал "Православный паломник". Очень интересный журнал, но в Пензе он, к сожалению, нигде не продается. Можно ли как-то его приобрести в Пензе? И еще, скажите, пожалуйста: известны ли примерные сроки сдачи в эксплуатацию Спасского кафедрального собора и нового храма в мкр. Терновка?
Митрополит Серафим: Я как руководитель епархии возьму предложение по поводу «Православного паломника» на заметку. Думаю, он появится в пензенских храмах.
По поводу нового храма в Терновке. Мы сейчас работаем над тем, чтобы нам выделили землю. Думаю, после этого можно будет говорить о сроках сдачи храма в эксплуатацию.
Что касается Спасского кафедрального собора - предварительно, нужно еще 2,5-3 года для его полного введения в эксплуатацию, хотя богослужения могут начаться и раньше.
Марина: Можно ли здоровому человеку собороваться?
Митрополит Серафим: Здоровый человек единожды в год соборуется – либо в Великий пост, либо в Рождественский пост. Потому что у каждого в течение года есть те или иные недуги, к тому же соборование – таинство не только для больных, но и для разрешения человека от забытых или совершенных по неведению грехов.
Горожанин: Мне кажется, что меня сглазили. Все валится из рук, апатия, проблемы со здоровьем, на работе. Какую молитву можно прочитать, и у какого святого можно попросить помощи, если сглаз есть?
Митрополит Серафим: Если человек чувствует на себе какую-то духовную болезнь, то лучше прийти в церковь. Я бы посоветовал исповедоваться и причаститься.
Арина: Можно ли праздновать свадьбу на Пасху и на Пасхальной неделе?
Митрополит Серафим: Весь Великий пост вплоть до Фоминой недели ( или, как называют в народе, Красной горки), по церковным канонам, свадьбы не проводятся.
Ирина: Какая икона должна стоять в офисе?
Митрополит Серафим: Конечно, строгих канонов на этот счет нет. Ваше рабочее место, как и квартира, - это ваше личное пространство, а, как гласит старинная поговорка, «келья устава не знает», то есть таких строгих предписаний, как в храме, нет.
В порядке рекомендации можно лишь сказать, что, конечно, будет правильным, если вы поставите в офисе икону того святого, который считается покровителем вашего вида деятельности. Скажем, святитель Николай Чудотворец - покровитель торговли и путешествий. Стало быть, будет логичным, если его образ будет размещен в офисе торговой компании или турфирмы. А сведения о том, какие святые являются покровителем каких отраслей, можно почерпнуть в любом церковном календаре.
Алевтина: Какой иконе нужно молиться, когда неприятности на работе? Как сдерживать себя, чтобы не злиться и не желать зла начальнику?
Митрополит Серафим: Прежде всего, важно понять, что мы молимся не ИКОНЕ, а ПЕРЕД ИКОНОЙ. Это очень важно, иначе получается идолопоклонство.
Перед какой иконой молиться? Есть икона Божией Матери "Умягчение злых сердец", есть много других замечательных образов Царицы Небесной, глядя на которые, душа невольно умиротворяется. Не только Сам Спаситель и Его Матерь, но и многие святые явили миру образец кротости и незлобивости, даже в те минуты своей жизни, когда они подвергались несправедливым нападкам со стороны начальства.
В их числе, кстати, - и небесный покровитель Сурского края, святитель Иннокентий Пензенский. Почитайте его житие, сравните те трудности и незаслуженные огорчения, которые он перенес, со своими - уверен, вам станет легче, и святитель поможет проще относиться к окружающим.
Самое главное - молиться в принципе. И верить, что Господь не посылает непосильных испытаний - нам важно лишь выдержать их со смирением, достойным христианина.
Алена: Можно ли просто прийти в храм помолиться, поставить свечи не во время богослужения? Был случай, когда я поставила свечи, и там началось отпевание усопшего, меня попросили работники церкви свечи больше не ставить.
Митрополит Серафим: Человек может в любое время посетить храм, он открыт круглосуточно. В данной ситуации работники церкви повели себя неправильно.
Вопрошающий: Есть ли в Пензе секты? И как обстоят дела с Михайловской обителью? Как, по вашему мнению, стоит бороться с сектами?
Митрополит Серафим: К сожалению, есть. Не будем их перечислять, дабы не создавать дополнительной рекламы и ажиотажа. В числе псевдоправославных сект - и так называемая Михайловская обитель в поселке Победа под Пензой.
Стоит ли с ними бороться и как? Прежде всего, своим примером, своей доброй христианской жизнью. Чтобы люди вокруг смотрели на нас и могли сказать: да, православные - это добрые, достойные люди, и мы хотим быть такими, как они, мы хотим быть с ними. Ведь не секрет, что многие уходят в секты именно из-за неудовлетворенности тем, что происходит в Церкви. А Церковь - это все мы. Поэтому мы должны быть такими, чтобы не хотелось от нас уходить.
Александр П.: В этом году первый раз принял решение пройти Великий пост, но оказался слаб духом, сорвался, когда праздновал свой день рождения. Что делать в таких случаях, стоит ли замаливать этот грех?
Митрополит Серафим: В грехе покаяться нужно, и нужно продолжать пост.
Геннадий: Увеличилось ли в Пензенской области количество верующих, особенно среди молодежи?
Митрополит Серафим: Безусловно. Достаточно сравнить ситуацию 25-летней давности, когда в городе было лишь два храма, а по всей области - 27, с сегодняшним днем, когда в областном центре - почти 50 церквей, а по области - свыше 400. И они не стоят пустыми!
Не только на Рождество и Пасху, но и в обычные воскресные дни и даже в будни - в наших храмах, особенно городских, - достаточно прихожан. Люди приходят, исповедаются, причащаются, то есть ведут полноценную церковную жизнь. И большинство - молодежь. Опасения, что, когда уйдут в мир иной все люди старшего, довоенного поколения, православные храмы опустеют - не оправдались.
Не будем говорить о тех данных социологических опросов, согласно которым православными себя называют до 80 процентов граждан России. Называть себя православным и быть им - это не одно и то же. Но посещаемость храмов по воскресным дням - это показатель бесспорный.
Валентина Петровна: Как вы относитесь к разводам? Производит ли церковь так называемое развенчание? Сколько браков может быть у человека?
Митрополит Серафим: Конечно, к разводам можно относиться только отрицательно. «Развенчание» - слово, которое было придумано уже в 90-е годы. Ранее расторжение церковного брака допускалось только с особого разрешения Святейшего Синода, т.е. высшей церковной власти, и только в случае супружеской измены. Причем повинная сторона, мужчина или женщина, больше не могли вступать в брак.
Сейчас, по нашим грехам, расторжение церковного брака, действительно, производится чаще. И не только в случае супружеской измены, но и тогда, когда супруг может угрожать жизни своей второй половины - в силу невменяемости, болезни наркоманией, алкоголизмом. Но и тогда Церковь развод не поощряет: ведь с христианской точки зрения, лучше остаться с супругом и помочь ему справиться с недугом.
Православная Церковь допускает три венчания в жизни человека. В прежние времена, конечно, третий брак был крайней редкостью. И, преимущественно, его заключали вдовы и вдовцы, ближе к концу жизни. Сейчас, увы, ситуация изменилась. Однако все-таки ко всем повторным бракам Церковь относится сдержанно.
Станислав Смирнов: Я слышал, что в некоторых храмах за отдельную плату можно отпеть самоубийц. Правда ли это? Если отпевать нельзя самоубийц, то как караются священники, которые идут на это?
Митрополит Серафим: Нет, отпевание самоубийц запрещено, если только человек в момент своей смерти не был невменяемым. При представлении справки о том, что умерший состоял на учете у психиатра, и не мог отвечать за свои действия, священник может совершить отпевание. Так должно быть в любом храме.
Священник, который отпевает самоубийц, покончивших с собой в здравом уме, совершает тяжкий грех, и, что самое важное, не приносит душе покойного никакой пользы. Если такие случаи действительно имели место быть, и они будут доказаны, священник понесет каноническое наказание - вплоть до запрещения в священнослужении на определенный период и почисления за штат.
Александр: Как обстоят дела со строительством Спасского кафедрального собора? Много ли еще работ осталось, приступали ли к внутренней отделке? Сколько денег требуется еще на храм? Удалось ли их найти?
Митрополит Серафим: Спасский собор строится, слава Богу. В конце прошлого года мы подняли центральный купол с крестом, и силуэт храм обрел завершенность. Сейчас предстоят работы по перекрытию кровли и установке окон и дверей. И после этого можно будет приступать к отделочным работам.
Как известно, отделка - процесс дорогостоящий. Поэтому на собор нужна еще не одна сотня миллионов. Разумеется, таких денег в епархиальной казне нет. Но мы надеемся на помощь Божию и поддержку благотворителей. Ведь и когда начиналось строительство, полной суммы у нас не было. Тем не менее, работы начались, и до сих пор не останавливаются. Так что, по милости Господней, в ближайшие годы мы надеемся Спасский собор достроить.
Сергей: Здравствуйте. Расскажите, что планирует РПЦ создать на базе Дворца культуры им. Дзержинского? Будет ли здание ДК передано в РПЦ?
Митрополит Серафим: Здравствуйте! Действительно, сейчас у Пензенской епархии совместно с фондом поддержки семьи, материнства и детства "Покров" есть планы по созданию на его базе ДК Дзержинского дома семьи. Эта инициатива нашла поддержку у руководства ОАО "РЖД", которому принадлежит дворец культуры. О передаче здания в собственность Русской Православной Церкви речи сейчас не идет. Соответственно, и о восстановлении его в качестве Богоявленского храма - тоже.
Зинаида Игоревна: Как нужно носить крест – под рубашкой или можно, чтобы его было видно? Часто люди выставляют его напоказ, вешая как украшение. Правильно ли это?
Митрополит Серафим: Конечно, неправильно. Крест должен быть нательным. Если, кончено, в какие-то моменты жизни невозможно его скрыть, то ничего страшного в этом нет. Когда носятся украшения в виде креста, то это, конечно, не приветствуется Церковью. Это вопрос именно этикета человека.
Татьяна: Я пощусь. Но тяжело оторваться от мирской жизни. В общественных местах – маршрутках, автобусах, по телевидению – песни, развлекательные программы и так далее. Невольно ты все это видишь, слушаешь. Не является ли это грехом?
Митрополит Серафим: Нет, это не является грехом, это является соблазном, с которым нужно бороться. Если ты постишься, то дома должен отвлечься от того, чтобы смотреть телевизор, даже если вся твоя семья смотрит.
Если мы находимся в общественных местах, то не можем требовать от окружающих, чтобы не было музыки. Здесь просто нужно терпеть и понимать, что это для тебя соблазн. В этот момент нужно постараться отвлечься мысленно – прочитать про себя молитву или подумать на какую-то житейскую тему. Главное – не осуждать и не злиться из-за этого.
Юрий Абдрашитов: Можно ли регистрировать брак в пост? Не отразится ли это на семейной жизни?
Митрополит Серафим: Если речь идет о формальной регистрации без празднества, то можно. А если это будет полноценная свадьба с гуляньями и застольем, то нельзя.
Полина: Мой родственник-наркоман. Можно ли ему как-то помочь через церковь? Может, молитвы какие есть или священники, которые смогут ему помочь? Лечение в наркобольнице не помогает.
Митрополит Серафим: Предлагаю вам обратиться к нам епархию, чтобы получить информацию о центрах, где проводится лечение наркозависимости. Единственное – лечение должно быть добровольным, то есть человек должен сам желать отказаться от этой зависимости.
Катя: Как беременной женщине духовно подготовиться к родам? Нужно ли причащаться, исповедоваться?
Митрополит Серафим: Обязательно нужно чаще причащаться, исповедоваться, тем более что беременным женщинам не нужно для этого придерживаться какого-то поста. И нужно молиться, чтобы Господь даровал телесно и духовно здорового ребенка.
Сергей: Как подготовиться к исповеди?
Митрополит Серафим: Человеку нужно осознать свою греховность, вспомнить все те грехи, которые он совершил за время последней исповеди или за всю жизнь, если ни разу не исповедовался. При этом не нужно вспоминать чего-то особенного - моменты, за которые нам стыдно, мы всегда помним.
Самое главное, нужно настроиться, что, покаившись, нужно себя изменить. Важно иметь желание раскаяться и изменить себя, ведь исповедь – это и есть покаяние.