Вам будет интересно
Наши новости

Репетиторство в Пензе: поедание чужих денег или реальная помощь?

25 марта 2015 3346 просмотров

Почему поход к репетитору уже стал обязательной составляющей еженедельного графика для пензенского школьника? Ученик получает недостаточно знаний на уроках? Или причина в другом?

Тема репетиторства уже неоднократно звучала на мероприятиях регионального уровня. У этого вопроса — несколько проблемных точек, одна из которых касается причин того, почему школьники ходят к репетиторам.

Пожалуй, тут можно выделить несколько случаев. Если ученик не может на уроке усвоить то, что его одноклассникам дается с легкостью, он может прийти на консультацию или дополнительное занятие, и учитель объяснит тему еще раз. Но это при том условии, что ученик заинтересован в получении знаний и не нуждается в контроле.

«Родители зачастую берут репетиторов, чтобы свою обязанность по контролю за выполнением уроков, за тем, чтобы ребенок учился, все усваивал, просто переложить на репетитора, считают, что он возьмет свои мозги и ребенку вложит. Это не про талантливых детей. А сильный ребеночек, вероятно, ходит к репетитору, чтобы в твердой системе по конкретным заданиям все отработать, дополнительно изучить», — считает заместитель директора МОУ СОШ № 9 г. Сердобск Ольга Елышева.

В большинстве своем школьники осознанно понимают, что им необходима дополнительная индивидуальная подготовка. В первую очередь, к сдаче экзаменов. И тут к дополнительным занятиям прибегают даже самые сильные ученики.
Так, ученица сердобского лицея Ксения Ларионова ходит в школу изучения английского языка, где с ней на легальных условиях занимается педагог.

«Это неплохо, когда человек помимо школы получает еще какие-то знания и закрепляет их с помощью дополнительных занятий», — считает одиннадцатиклассница.

Ее занятия поддерживают и родители.

«Сейчас у нас выпускной класс, готовимся усиленно к ЕГЭ, поэтому прибегаем ко всевозможным дополнительным занятиям. Что касается нашего ребенка, возможно, она сомневается в своих силах, знаниях и поэтому дополнительные уроки берет. Она убеждает, что ей это нужно, а если нужно, то готовы идти навстречу. Более углубленные знания требуются дочери для того, чтобы этот экзамен сдать и для поступления набрать соответствующее количество баллов», — отмечает мама школьницы Ольга Ларионова.

Сами учителя, рассуждая о плюсах и минусах репетиторства, тоже отмечают, что самостоятельный ребенок без специальной подготовки может сдать ЕГЭ, в среднем, на 65−75 баллов.

«Если говорить об аргументах в пользу репетиторства, то можно отметить, что увеличился объем информации, который ребенку трудно «переварить» самостоятельно. Второе — школьная программа не ориентирована на сдачу ЕГЭ, поэтому требуется квалифицированная помощь специалиста. Еще один момент — родители не могут оказать достаточной помощи при своей занятости и отсутствии специальных знаний. Также стоит отметить, то индивидуальные занятия репетитора позволяют лучше раскрыть способности ребенка, выявить пробелы в его знаниях, то есть выстроить индивидуальную образовательную траекторию, а, следовательно, это поможет сдать экзамен более успешно», — отмечает учитель МБОУ СОШ № 68 г. Пензы Мария Савинкина.

Педагог отмечает и отрицательные стороны явления — это дополнительные денежные затраты родителей.

Пензенские репетиторы, согласно объявлениям в Интернете, берут за час занятий от 300 до 500 рублей. Если школьник ходит к педагогам хотя бы по двум основным предметам — русскому и математике, то в неделю (при условии разового посещения) отдает как минимум 600 рублей, в месяц — около 2,5 тысяч. А если педагоги оценивают свои услуги выше, то семье придется выложить около 4000 тысяч рублей. Не каждому это по карману.

«Если оценивать общую ситуацию, то это накладно для среднестатистической семьи», — считает Ольга Ларионова.

Еще один минус — никаких гарантий репетитор не дает. То есть можно годами ходить к педагогу, отдавать деньги, но не получить должного результата, так как процесс обучения во многом зависит от трудолюбия ребенка и его способностей.

Не менее важный момент — личность репетитора. В соцсетях можно найти десятки объявлений, в которых пензенцам предлагают свои услуги весьма сомнительные личности. Кто-то готов работать за еду и предоставление жилья, а кто-то называет супер-высокие цены за свои услуги. Здесь родителям следует проявить бдительность и взять поиск специалиста для допзанятий под личный контроль.

«Также могут иметь место случаи недобросовестного отношения учителя к своим обязанностям с целью «заставить» заниматься репетиторством», — предполагает Мария Савинкина.

Представители регионального министерства образования столкнулись с тем, что пензенцы анонимно сообщают о подобных проблемах.

«Бывают анонимные обращения, встречаемся с родителями, приходим в ту школу, откуда поступило сообщение, просим директора провести собрание родителей либо в классе, либо общешкольное. Родителей спрашиваем, было ли такое, дальше начинаем разъяснять, как вести себя в таких ситуациях. В присутствии педсовета рекомендуем направить детей на бесплатные дополнительные факультативы, дополнительные занятия. Был ряд случаев, когда сообщали, что ребенку оценку занижают. Рекомендуем в школе в таком случае создать независимую комиссию, провести оценку знаний независимо», — отметил начальник управления по надзору и контролю в сфере образования регионального министерства образования Алексей Федосеев.

Открытых конфликтов, по его словам, пока не было. Это легко объяснить: родители могут побояться усугубить ситуацию, открыто сообщив о том, что педагог навязывает свои услуги в качестве репетитора и в случае отказа начинает занижать оценки.

«Если это какая-то явная провокация, не надо поддаваться. Навязывание — вне правового поля, такого не должно быть в принципе. Учитель может сообщить родителю, что у ученика есть пробелы, учитель может рекомендовать дополнительно самостоятельно что-то порешать, дать задания, но это в рамках учебного процесса. Но если вам явно навязывают что-то за деньги — что-то здесь нечисто. Тут родитель должен насторожиться и прояснить вопрос», — сказал Алексей Федосеев.

Еще один не менее важный вопрос — легальность репетиторства. О том, что репетиторам пора выйти из тени, неоднократно говорил глава региона Василий Бочкарев. Так, эта проблема стала одной из самых обсуждаемых на форуме «Образование, общество, власть: партнерство и доверие», состоявшемся в Пензе в марте.

Фотография: http://mededeqo.do.am

Главные новости Пензы на Яндекс.Новостях
Вступай в группу во ВКонтакте о Пензе
Картина дня в Telegram без спама и обсуждений
Подпишись на специальную рассылку новостей ИА «Пенза-Пресс»

Социальные комментарии Cackle