По темпам роста цен на проезд в общественном транспорте Пенза обогнала всех своих соседей и стремится к уровню городов-миллионников – Нижнего Новгорода и Самары.

С 1 июня в Пензе выросли цены на проезд в общественном транспорте. Перевозчики воспользовались максимумом предоставленных им возможностей – теперь фактическая стоимость проезда почти равна предельному тарифу, который установили в управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области.

Цена автобусного билета выросла на 17,6% (с 17 до 20 рублей), в маршрутных такси – на 37,5% (с 16 до 22 рублей), в троллейбусах – почти на 43% (с 14 до 20 рублей). Таких резких изменений в отрасли, где даже повышение на один-два рубля воспринимается горожанами в штыки, в Пензе еще не было.

Эта ситуация, потенциально взрывоопасная особенно в преддверии сентябрьских выборов, стала главной темой первого оперативного совещания в правительстве региона, которое в должности врио губернатора провел Иван Белозерцев.

Он поручил управлению по регулированию тарифов и энергосбережению еще раз проверить обоснованность новых расценок (несмотря на то, что руководитель ведомства Наталья Клак несколько раз заявляла, что сомнений в обоснованности быть не может) и измерить пассажиропоток.

Иван Белозерцев подчеркнул, что чиновникам и перевозчикам не следовало «выглядывать из-за угла», а с самого начала нужно было объяснять людям, почему стоимость проезда повысилась столь существенно. К чести и тех, и других объяснения были. Так, на брифинге ИА «Пенза-Пресс» зампред правительства Пензенской области Валерий Беспалов связал изменение тарифа с ростом прожиточного минимума в регионе за 1 квартал 2015 года на 19% - до 8133 рублей.

«Величина прожиточного минимума складывается исходя из роста цен на продукты питания и на услуги. По всем этим категориям примерный рост составляет 19%. И транспортным предприятиям сейчас не очень просто. У них тоже растет стоимость горюче-смазочных материалов, запчастей. Они должны соответствовать требованиям рынка. Раз прожиточный минимум вырос, должна подрастать и заработная плата у персонала», – отметил в ходе брифинга Валерий Беспалов.

Безусловно, чиновник прав, и компании-перевозчики, по законам бизнеса, должны извлекать прибыль, а не работать себе в убыток. И так - не только в Пензенской области. За минувший квартал прожиточный минимум в среднем по России подрос на 17,2% (до 9662 рублей) – закономерное следствие инфляции в конце прошлого года.

Однако опыт соседних регионов, где также произошли корректировки прожиточного минимума и заработной платы и где также обсуждаются новые тарифы на проезд, никак не объясняет тот резкий рост цен на проезд, что мы наблюдаем в Пензе. Как говорится, аналогии не срабатывают.

Если в Пензе уже отгремели основные дебаты, в Саратове они только начались. 27 мая стало известно, что местные перевозчики обратились в правительство с просьбой повысить тариф на 2-3 рубля, мотивируя это тем, что малейший рост цен на бензин может привести к разорению компаний, передает ИА Saratovnews. Это предложение уже поддержал глава регионального минтранса Николай Чуриков, и, скорее всего, перевозчики возьмут свое.

Но даже в таком случае, цены на проезд в общественном транспорте будут куда ниже пензенских, хотя величина прожиточного минимума в регионах отличается не так сильно. Сейчас проезд на автобусе, троллейбусе и трамвае в Саратове стоит 15 рублей, а на маршрутных такси – 17 рублей.

В Самаре, где билеты на все виды транспорта – от маршруток до метро – стоят 20 рублей (цена установлена в 2013 году), всю весну ожидали повышения цен на проезд. Как писала газета «Волжская коммуна», частные перевозчики объявили, что с 1 апреля в маршрутках придется платить 25 рублей. Свое требование они объяснили тем, что рубль дешевеет, а ремонт и запчасти для автопарка иномарок стоят все дороже. Первоначально сообщалось, что новая цена будет установлена на 70 маршрутах, но в итоге коснулась только двух.

В остальном изменений не произошло. Еще в ноябре прошлого года в мэрии заявили, что не планируют повышать цены на проезд в муниципальном транспорте. Вероятно, инфляция коснулась Самарской области в меньшей степени. По крайней мере, прожиточный минимум подрос за 1 квартал 2015 года крайне незначительно – всего на 8% – и составил 8597 рублей.

Хотя оговоримся сразу – это не основной показатель. В Нижегородской области прожиточный минимум вырос на 22% (до 9100 рублей), но в областном центре не собираются повышать цены на проезд, которые, в целом, находятся на уровне самарских.

В ходе брифинга ИА «Пенза-Пресс» зампред Валерий Беспалов сравнил Пензенскую область с Ульяновской, отметив их сходство в плане экономики. В том, что касается цен на проезд, также можно провести некоторые параллели. В Ульяновске их повысили в марте этого года после трехлетнего перерыва. Перевозчики, как и в Пензе, утверждали, что мера эта – вынужденная, и связана с возросшими затратами на бензин, дизельное топливо, техобслуживание и ремонт, а также на выплату зарплат. При этом повышение составило два рубля. Сегодня проезд на автобусах в Ульяновске стоит 17 рублей, на маршрутках – 18 рублей. Правда, есть один нюанс – с 20.00 в автобусах малой вместимости водителю приходится отдавать уже 22 рубля. За эту цену маршрутки возят пассажиров до часу ночи.

Повышение прожиточного минимума, к слову, произошло и у других ближайших соседей – Тамбовской области и Республики Мордовия – на 18,8% (до 8143 рублей) и на 23,9% (до 8300 рублей соответственно).

Рост цен на проезд в Саранске, который произошел в июле прошлого года, составил всего один рубль. Стоимость билета на автобус в столице Мордовии составляет 13 рублей (14 рублей – для полуэкспресса) и 16 рублей – для маршрутки.

В Тамбовской области ходили слухи о повышении цены проезда с 1 февраля, но материалы по обоснованию этой меры до сих пор находятся в областном управлении тарифов. К слову, в феврале 2014 года в Тамбове предлагали повысить проезд на автобусах на 7 рублей (до 18 руб.), но довольно быстро от этой затеи отказались – администрация города признала такое повышение социально нецелесообразным.

Мы надеемся, что первозчики и чиновники смогут объяснить и аргументировать повышение стоимости проезда в Пензе.  

Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies