Вам будет интересно
Наши новости

Трудно ли быть детским поэтом — интервью с бывшим вице-мэром Пензы

24 февраля 2016 5308 просмотров
, помимо Дня защитников Отечества, отмечали 110-летие со дня рождения великой детской поэтессы Агнии Барто. О том, как обстоят дела у детских поэтов XXI века, как писать стихи, интересные для современного ребенка, а также о своем творческом пути и планах ИА «Пенза-Пресс» рассказал детский поэт, бывший вице-мэр города Виктор Гвоздев.

" data-title="Трудно ли быть детским поэтом — интервью с бывшим вице-мэром Пензы — Пенза-пресс, рунет за день">

На минувших выходных в Пензе, помимо Дня защитников Отечества, отмечали 110-летие со дня рождения великой детской поэтессы Агнии Барто. О том, как обстоят дела у детских поэтов XXI века, как писать стихи, интересные для современного ребенка, а также о своем творческом пути и планах ИА «Пенза-Пресс» рассказал детский поэт, бывший вице-мэр города Виктор Гвоздев.

— Виктор Васильевич, как вы считаете, легко ли быть детским поэтом в XXI веке? Ведь сейчас это направление не так популярно, оно вытесняется такими жанрами, как фэнтези, например. Легко ли издавать детские книги, есть ли на них спрос?

— Я могу только поделиться собственным опытом. Интерес к детской поэзии и детской книге есть, причем достаточно высокий. Я провожу до 12 встреч в году с детскими коллективами. в библиотеках, школах, детских садах. Когда я читаю, то вижу глаза детей, учителей, и мне понятно, интересно это или нет. По крайней мере, мои встречи говорят о том, что детям нравятся мои стихи и стихи вообще.

Пишу, в основном, для дошкольников и младших школьников — до второго-третьего классов. На мой взгляд, они очень хорошо воспринимают русскую детскую поэзию, а уже средние и старшие школьники больше отдают предпочтение мировой культуре. Я не судья, и не говорю, что это плохо или хорошо. Может быть, все зависит от того, что иностранная культура доводится до читателя более настойчиво. У них все взаимосвязано, мультфильмы, игрушки, комиксы, все подчинено одной цели — заработать на интересе детей. И это за рубежом делается очень хорошо. Нам нужно к нашей культуре больше внимания привлекать и в этом направлении работать, потому что почва благодатная. Но делать это надо не для зарабатывания денег, а для сохранения культуры и нашего российского самосознания.

Что касается издательства книг — я так понимаю, что у нас преобладает рыночная экономика. Уловить рыночные настроения сложно. Как правило, творческие люди далеки от рыночных отношений, но, к сожалению, сейчас миром правят именно спрос и предложение. Для многих авторов детских стихов остается только такие ниши, как интернет-издания, колонки в литературных журналах и встречи. Я многих пензенских поэтов знаю, ни один не может сказать, что все получается, издается, есть признание во всех аудиториях. Как правило, определенные сложности есть у всех современных поэтов, и детских в том числе. В Пензенской области поэтов много, но тех, кто пишет, в основном, для детей, можно по пальцам перечесть. Владимир Юраков, Владимир Бредихин, Ольга Коршунова, Светлана Попеева, ну и я в их числе.

— Каким, по вашему мнению, должен быть современный детский поэт, писатель, чтобы он был интересен для своих маленьких читателей? Изменились ли запросы у современных детей, какие стихи им интереснее читать?

— Мне кажется, что, в принципе, в жанре мало что поменялось. У детей — особая психология, у них еще недостаточно богатый набор слов, и надо писать, исходя из их словарного запаса, литературно выверенно и четко излагать мысль. В стихах должно быть много действия, глаголов, перемещений, — в общем, экшен. Они еще не понимают в полной мере описательных, пейзажных стихов. Это к ним придет потом. С детьми надо вести диалог на равных, не стоять над ними, как родитель или учитель, а рассуждать в том словарном диапазоне, который они имеют, теми же понятиями оперировать, чтобы они тебя понимали. В принципе, все известные детские писатели, поэты, такие как Корней Чуковский, Агния Барто, Самуил Маршак, это чувствовали, писали и находили у детей отклик. Даже после первого прочтения дети пытались их стихи повторить. В этом сила тех великих детских поэтов.

Очень мало времени прошло, чтобы кардинально в психологии детей что-то поменялось. Поэтому надо ориентироваться, в первую очередь, на классиков, с них надо брать пример, учиться у них и добавлять свое. Но, с другой стороны, никогда не надо отрываться от реальности. Например, современные дети не знают, что такое «умывальник», «семафор», зато знают «компьютер», «планшет» и т. д. Поэтому принципы должны остаться прежними, а форма и слова — меняться. Ведь даже язык меняется. Все это надо учитывать.

— Как детская книга влияет на развитие ребенка? Какие ценности следует в первую очередь формировать, каких тем касаться? Что вообще ребенок должен извлечь из детской книги?

— Книга, особенно детская, должна, в первую очередь, на мой взгляд, носить воспитательный характер, но без навязчивости, на примерах. Как у Маяковского — «Что такое хорошо и что такое плохо». В детстве закладываются ориентиры, как человек в дальнейшем должен развиваться. Дети любят стихи-шутки, стихи, в которых присутствует юмор. Это очень удачная форма подачи: дети посмеялись — и для себя сделали вывод. А наша задача — чтобы вывод был правильным.

— Каким темам в детской поэзии вы уделяете особое внимание?

— На разных этапах — разным темам. Самая первая книжка, которую я написал для детей, — «Давайте познакомимся». В ней я писал о животных. В последующих сборниках — о взаимоотношениях в семье, то есть мамы, папы и ребенка, бабушки, дедушки и внучки. Цель — чтобы стихи мотивировали уважать старших, помогать им. Есть стихотворения о городе, о стране, которые развивают чувство патриотизма, о школе, о воспитателях, о войне. У меня написано около 700 стихов, и кажется, что есть стихи на все темы, на какие только можно написать.

У меня в творчестве есть несколько принципов, которым я четко следую. Во-первых, человек должен быть очень искренним и откровенным. Ты не должен писать так, как надо, а должен писать так, как чувствуешь, как на данный момент правильно.

Еще один принцип — на первом месте должно быть творчество, а на последнем — заработок. Я много книг издавал, ни одной копейки не взял. Много раз предлагали заработать на книгах — нет, никогда не ставил себе такой цели. Хотя по закону это разрешается, находясь на государственной, муниципальной службе, но у меня был свой принцип — четкий. Чтобы издать книгу, я либо свои деньги тратил, либо меценаты находились. Мы все эти книги раздавали в детские сады, в школы, детские дома.

И еще принцип — никогда не осуждать коллег, которые работают в той же сфере, можно только им оказывать всестороннюю поддержку. Как и в любом деле, понятно, что кто-то делает лучше, кто-то — хуже, кто-то — на вершине творческой пирамиды, кто-то — у ее основания. Вместо того, чтобы ругать, с кем-то сравнивать, всегда лучше коллегу поддержать. И если вы встали на творческий путь, то желательно этих принципов придерживаться.

— Как вы решили начать писать детские стихи? С чего начинали?

— Я никогда не собирался быть профессиональным поэтом, было увлечение, хобби еще со школьной скамьи. Был редактором школьной стенгазеты, сочинял какие-то четверостишия, поздравлялки. Может, у меня получше получалось, чем у других, но я этому серьезного значения не придавал. И в институте так шло. За много лет у меня накопилось портфолио, и лет 20 назад приблизительно попался мне один человек. Мы с ним разговорились, и дошло дело до стихов. Он мне сказал, что у него жена в стихах разбирается, предложил поговорить с ней. Она, в свою очередь, мне предложила выступить на творческом вечере. Тогда я собрал свои архивы, что-то подработал. И так состоялось мое первое публичное выступление. Это был 2004 год, помню, что сильно волновался. Потом в конкурсах поэзии участвовал и уже увлекся этим. В 2006 году сборник выпустил. Начал общаться с маститыми писателями и поэтами зареченскими, пензенскими, на мастер-классах с ними встречаться, разбираться в специфике детских стихов.

Мне повезло, что у нас в Заречном очень доброжелательная поэтическая обстановка, никто никого не ругает. Меня приняли в члены литературного объединения «Радуга», туда начал ходить, добрые профессиональные подсказки мне помогли выйти на более высокий уровень, мои стихи начали просить уже некоторые издатели и даже опубликовали в «Суре», «Нашей Пензе» и других изданиях.

— Задумывались ли вы когда-нибудь о том, чтобы начать писать детскую прозу? Какие у вас творческие планы на ближайшее будущее?

— Не очень давно, под Новый год мне пришло в голову написать книгу загадок. Она состоит из рифмованного описания животных, их повадок, и ребенок, прочитав, должен отгадать, кто это. И загадки не коротенькие, а достаточно объемные, то есть целое стихотворение. Сейчас книга находится в процессе издания. Она написана, отредактирована, ведутся переговоры с теми, кто ее издаст. Если книга будет издана, то под эгидой Союза российских писателей. Они в меня поверили, приняли в свои члены, и поддержка была с их стороны.

Также я не прекращаю писать детские стихи. Их за год набирается около 30. Если все пойдет хорошо, то можно будет в начале 2017 года сделать еще одну детскую книжку. Также планирую издать сборник своих ранних стихов, отобрав их с высоты прожитых лет.

Насчет прозы — есть желание ей позаниматься, но чувствую, что не очень получается пока. Говорят, что надо пробовать, работать. Некоторые коллеги считают, что в стихах выработались, перешли на прозу. А я думаю, что проза — сложнее. Может быть, когда-нибудь попробую себя и в этом жанре.

Досье ИА «Пенза-Пресс». Виктор Гвоздев родился в 1957 году в селе Усердино Земетчинского района Пензенской области, в 1979 году окончил ПГУАС. В 2006 году выпустил сборники «На перепутье лет» и «Давайте познакомимся», в 2013 году — «Шел по улице барбос», в 2014-м — «Приходила к нам лиса». Его стихи также публиковались в литературных сборниках «Праздники и памятные даты земли Пензенской», «Наших строк многоцветье», журнале «Сура», газетах «Наша Пенза», «Улица Московская» и др.

С сентября 2014 года по ноябрь 2015-го был первым вице-мэром Пензы, ранее возглавлял комитет по экономике, инвестиционной политике и ценообразованию в городской администрации, а также управление тарифной политики, нормирования и контроля в сфере закупок мэрии Пензы.

Автор стихов к песням, которые становились лауреатами российских и региональных конкурсов. Член Союза российских писателей, член литературного объединения «Радуга» г. Заречный.

Фотография: Фото из личного архива Виктора Гвоздева

Главные новости Пензы на Яндекс.Новостях
Вступай в группу во ВКонтакте о Пензе
Картина дня в Telegram без спама и обсуждений
Подпишись на специальную рассылку новостей ИА «Пенза-Пресс»

Социальные комментарии Cackle