Жильцов двухэтажного дома по ул. Мичурина/Грибоедова, 16/2, расположенного на территории санатория им. Кирова в Пензе, долгое время пытаются выселить. В региональной федерации профсоюзов утверждают, что здание – нежилое. Сами жильцы и их представители обращают внимание на то, что оно вообще никому не принадлежит. Корреспондент ИА «Пенза-Пресс» Александр Поляков разбирался в ситуации.
История санатория им. Кирова началась с двухэтажного дома 1916 года постройки. Через несколько лет после революции его купил помощник лесничего по фамилии Долгов. После того, как в конце 20-х здание отошло Пензенскому кустарсоюзу, здесь стали отдыхать члены промысловых артелей.
Этот дом, выполненный в «старорусском классическом стиле» с балконами, украшенный резьбой, неплохо сохранился до сих пор. Вы и сами можете его увидеть – он находится чуть слева от входа на территорию санатория. У него очень длинный адрес: ул. Мичурина/Грибоедова, 16/2, корп.2, литер. Б. Сейчас в нем, как и почти сто лет назад, живут люди, но не сезонно, а постоянно – в доме пять квартир, которые заселены бывшими и пока еще действующими сотрудниками санатория им. Кирова, проданного в прошлом месяце.
«Мне давали квартиру как работнику санатория. Да нам всем здесь так давали. Мы здесь проработали долго. Я – около 30 лет, пока в 2010 году меня не сократили по состоянию здоровья», – рассказывает пенсионерка Татьяна Чекурова.
Она говорит, что заселялась сюда 18 лет назад. Судя по документам, решение руководства санатория предоставить ей жилплощадь было принято в связи с трудными жилищными условиями женщины, а также «в целях охраны корпуса № 2 от разграбления». Следом за Чекуровой заявление на вселение подали еще несколько человек. В итоге здание разрешили использовать в качестве общежития, но с одним условием – новые жильцы должны сами провести необходимый ремонт.
Первый конфликт, связанный с домом, случился в 2013 году, когда Федерация профсоюзов, которая на тот момент была собственником санатория, подала в суд на выселение одного из жильцов. По словам адвоката Дмитрия Кузнецова, с тех пор Федерация «всячески пытается выселить отсюда граждан».
«Иски подавали не коллективные, а по очереди. Сначала – на [бывшего директора санатория им. Кирова] Любовь Николаевну Смирнову. Потом – на бывшего зама по хозяйственной части, которого несколько лет назад сократили. Все эти иски Федерация проиграла. Последний иск был в декабре прошлого года к [Татьяне] Чекуровой», – рассказывает адвокат.
Федерация профсоюзов доказывала в суде, что договор, заключенный с жильцами, является скорее договором безвозмездного пользования, а не найма, так как здание не относится к государственному, муниципальному и специализированному фонду. Представитель Федерации настаивал, что руководство санатория заключило этот договор без ведома учредителей, и что сама его суть противоречит целям работы лечебно-профилактического учреждения.
В решении Железнодорожного районного суда Пензы по иску Федерации профсоюзов к Татьяне Чекуровой отмечается, что двухэтажный дом состоит на балансе у санатория, но является нежилым, хотя предназначается для временного проживания отдыхающих.
«Указанное здание не является общежитием, так как не содержит его признаков, и это помещение нельзя считать жилым, в связи с чем, доводы представителя ответчика о незаконности выселения из общежития не могут быть приняты во внимание», – говорится в решении суда.
Тем не менее, суд встал на сторону пенсионерки. Первая причина – чисто процессуальная: Федерация профсоюзов пропустила сроки подачи иска. Вторая причина – еще более весомая: в ходе процесса оказалось, что дом, хоть и стоит на балансе у санатория, но на деле никому не принадлежит.
«Мы обращались в мэрию в 2014 году, просили: «Возьмите дом на баланс». Нам отвечали: «Мы так не можем. Если Федерация профсоюзов отдаст – мы возьмем». Потом выясняется, что Федерация вообще не является собственником этого здания», – говорит адвокат Дмитрий Кузнецов.
Он демонстрирует письмо за подписью председателя Федерации Николая Котова, которое подтверждает эти слова. Там сказано: «Испрашиваемое Вами здание, расположенное по адресу: г. Пенза, ул. Мичурина/Грибоедова, д. 16/2, корп. 2, литер. Б. передать в собственность не представляется возможным ввиду того, что оно не находится на праве собственности у Федерации профсоюзов Пензенской области».
Выиграв суды, и вроде бы отстояв свое право на проживание в доме, его жильцы однако находятся в растерянности. Продажа санатория может запутать ситуацию, потому что планы нового хозяина им пока неизвестны.
Раз здание не находится ни в чьей собственности, значит, и продать его нельзя, рассуждают они. Но никто не берется утверждать, что новый собственник сохранит статус кво и не отключит, к примеру, доступ к коммуникациям, которые подходят к этому и еще нескольким жилым домам на территории санатория.
Председатель Федерации профсоюзов Пензенской области Николай Котов отмечает, что действия бывшего руководства санатория, которое разрешило людям вселиться в здание, было неправомерным.
«Суд на сегодняшний день не признает данное помещение жилым. Если так, то люди там проживать не могут. Безусловно, жильцы вкладывали определенные деньги на содержание жилых помещений, но они все-таки должны были понимать, что, возможно, как жилой вариант это здание рассматриваться не будет», – отметил Николай Котов в интервью ТРК «Экспресс».
Пока же жильцы с опаской ждут решения нового хозяина санатория – оставят ли их в покое или снова вручат повестку в суд.
ИА «Пенза-Пресс» продолжает следить за развитием ситуации