Уроженец Пензы, президент Академии народного искусства России, основоположник жанра современного лубка Виктор Пензин во время визита на родину в эфире «Эха Пензы» и в интервью ИА «Пенза-Пресс» рассказал о часах на вокзале «Пензы-1», современном искусстве и цензуре.
Семен Вахштайн, автор и ведущий «Событий и мнений» на радио «Эхо Пензы»: Виктор Петрович, в Москве основанный вами музей народной графики с 1989 года процветал, устраивал массу выставок, в том числе - и за рубежом, а сейчас он востребован?
Виктор Пензин: Да, мы в 30 странах организовывали выставки: в Ватикане, в Латинской Америке, всех не перечислишь, и месяц тому назад была еще одна выставка - вГермании, в городе Мюнстере.
Семен Вахштайн: Это была выставка лубка?
Виктор Пензин: Нет, это была детская выставка – «Яркие краски лубка. Художники России - детям».
Семен Вахштайн: Выставки в 30 странах свидетельствуют о том, что к народному искусству есть большой интерес?
Виктор Пензин: Все держится на народном искусстве. Почему Россия непобедима? Потому что в генах всех нас - двухтысячелетняя история православия и народное искусство, крестьянский дом: иконы, лубок, обряды. Отними у нас эти традиции, и мы будем люди, не помнящие родства. Что сейчас и пытаются делать.
Семен Вахштайн: А как вы относитесь к современному искусству?
Виктор Пензин: Зайдите сейчас в залы некоторых музеев: кучи болтов ржавых, унитазы друг на друге, - и это выдается за современное искусство. Для чего? Чтобы молодежь не знала своего прошлого. Ведь с такой нацией, которая не помнит своих корней, можно делать, что угодно. Но мы потеряем страну. Не будет культуры – не будет России.
Не случайны сейчас возмущения против некоторых выставок. В советское время был заказ, фонды и создавались шикарные произведения, классику советскую мы с удовольствием смотрим. А что дали эти реформаторы?
Галина Преснякова, корреспондент ИА «Пенза-Пресс»: То есть вы выступаете за цензуру?
Виктор Пензин: Я считаю, что все зависит от чувства меры. Важно ведь, кто стоит у руля. Должны там быть только профессионалы, тогда таких проблем не возникнет.
Семен Вахштайн: Не согласиться с вами трудно, но искусство профессиональное, искусство графики требует школы, понимания народной природы, знаний стилистики лубка и нео-лубка. Насколько это широко сейчас распространяется? Есть ли продолжение у народного искусства или оно обречено?
Виктор Пензин: Время доказало, что это направление живо. Стилистика сейчас та же, но тематика – новая. Я раньше даже не представлял, что можно рисовать на компьютере. Один художник из Санкт-Петербурга делает на компьютере изумительные вещи.
Галина Преснякова: Виктор Петрович, вы – создатель часов, которые висели на здании вокзала «Пенза-1» многие десятилетия, как вы оцениваете новые?
Виктор Пензин: Новые часы я не видел.
Галина Преснякова: Они представляют собой две стрелки, а делений на циферблате нет. Люди каждый раз гадают, сколько сейчас времени...
Виктор Пензин: Ну вот это что, профессионализм? Те часы 40 лет верой и правдой служили. Я хотел другие, как на Казанском вокзале, сделать, но меня не спрашивали, а сказали сделать именно так. Конечно, я сделал. Для меня это большая честь – сделать городские часы.
Виктор Петрович Пензин – художник-график, монументалист, видный теоретик и практик в области русской народной графики. Его называют основоположником жанра современного лубка.
Виктор Пензин - вице - президент «РусКультФонда», президент Академии народного искусства России, председатель правления Союза художников народного искусства, академик Русской академии наук и искусств, почетный гражданин города Спасска Пензенской области, основатель и директор Московского государственного Музея народной графики (1989 -2015 гг.).