В Институте регионального развития Пензенской области прошел круглый стол, на котором обсудили плюсы и минусы перехода на пятидневную учебную неделю в школах.

Дискуссии о том, сколько дней в неделю должны учиться школьники, ведутся не первый год. Не раз высказывались и продолжаются звучать призывы отказаться от шестидневки и дать детям еще один выходной. Правда, оформить их на законодательном уровне не получилось – в 2015 году Госдума отклонила соответствующие поправки в закон об образовании. Вопрос снова стали активно обсуждать с августа прошлого года, когда только вступившая в должность министр образования РФ Ольга Васильева заявила, что переход на пятидневку в начальной и общей школе все-таки состоится (а в 10-11 классах – нет).

Сейчас продолжительность учебной недели выбирает сама школа, обязательно ориентируясь на СанПин, устанавливающий требования к максимально допустимой учебной нагрузке, и прислушиваясь к мнению родительской общественности, в которой, впрочем, нет единодушия по этому вопросу.

В Пензе по пятидневке учатся все первые классы, более 50% учеников 2-4 классов. Дальше этот процент снижается до 15-17% – в основной школе и до 13% – в старшей, отмечает ректор Института регионального развития Пензенской области Ольга Федосеева.

«По сути, вопрос - не в том, какая неделя должна быть в школе - пятидневная и шестидневная, а в том, как обучающимся лучше и более качественно усвоить образовательную программу», – считает она.

По ее словам, часто вопрос с еще одним выходным днем для детей решают так: уроки, которые должны быть в субботу, «раскидывают» по другим дням недели.

«По сути, получается, что интенсивность и нагрузка на ученика не уменьшаются, а концентрируются», – отмечает Ольга Федосеева.

Депутат Законодательного Собрания Пензенской области Яна Куприна, сама, кстати, выступающая за переход на пятидневку, провела в соцсетях опрос: какой режим работы лучше? Абсолютное большинство тех, кто принял в нем участие (около 90% из более чем 500 человек), выступают за пятидневку.

«Дети пишут, что если грамотно сделать расписание уроков и звонков, то их не будет «убивать» нагрузкой; уроки можно собирать в пары – это, в свою очередь, даст школьникам понимание того, как происходит обучение в вузах. К тому же, спаренные уроки не будут увеличивать количество домашних заданий», – передала Куприна мнения школьников.

Она сказала, что в освободившийся день – субботу дети, которые высказали свое мнение в рамках опроса, предпочтут сходит к репетитору, заняться любимым делом или, что она подчеркнула особенно, заняться подготовкой к олимпиаде.

Многие родители учеников, напротив, выступают за равномерное распределение нагрузки на школьных уроках с понедельника по субботу.

«На пятидневку мы сможем перейти только тогда, когда в школах Пензенской области вообще не останется вторых смен. Распространенное среди родителей мнение, «классика жанра»: если будет пятидневка, по семь-восемь уроков, то наши дети будут приходить домой никакие. Особенно тяжело это для 10-11 классов», - добавила Яна Куприна.

Директор школы 65/23 города Пензы Элина Маткова обратила внимание, что в связи с переходом к новым федеральным государственным образовательным стандартам встает вопрос о соответствии их санитарным нормам.

«Есть очень сложный законодательный момент, потому что санитарные нормы, которыми мы пользуемся, совершенно не соответствуют ФГОСам. Связано это с тем, что, внедряя внеурочную занятость, мы все равно увеличиваем нагрузку на ребенка», - отметила она.

По ее словам, большой плюс пятидневки – это возможность для ребенка побыть дома с родителями.

«По нашему анализу, который проводился в прошлом году, 78% родителей – однозначно за пятидневную учебную неделю. Для них очень важно побыть с ребенком дома в субботу», - добавила она.

Элина Маткова подчеркнула, что в рамках шестидневки у школьника фактически нет выходных, потому что в воскресенье он готовит уроки на понедельник.

«Сложности [перехода на пятидневку] в том, чтобы организовать этот процесс, грамотно перераспределить программу. Но эти сложности в большей степени – для педагогического коллектива и администрации. Но если мы говорим о здоровье ребенка и качестве образования – мы стоим на введении пятидневки в основной и начальной школе точно», - сказала Элина Маткова.

Еще один минус шестидневной недели, отмечают учителя, - это невозможность для школьника при таком расписании ходить на занятия к репетиторам.

«Информатика, химия, физика требуют индивидуальных занятий с педагогом, от этого никуда не деться. Подготовить качественно по таким предметам на уроке практически невозможно. Наши дети высказываются за то, чтобы в старших классах была пятидневка, чтобы иметь возможность готовиться профильно», - считает директор школы в селе Вазерки Бессоновского района Ольга Коновалова.

По ее словам, в школе, где она работает, был опыт, когда все классы учились пять дней в неделю. Показатели, характеризующие качество образования, - процент поступления детей в вузы, количество медалистов и др. – при этом не страдают, утверждает Коновалова.

«Наверное, нет смысла торопиться и менять то, что уже сложилось. Но если вы принимаете решение изменить ситуацию, это ваше право. Убедитесь только, что вы все взвесили, все оценили и четко знаете, как будете «выруливать» из индивидуальных нюансов нового рабочего режима», - отметила в заключении первый заместитель министра образования Пензенской области Лилия Чащина.

Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies