Книжный блогер Алена Шарай подготовила отзыв на роман современного писателя Чака Паланика – «Призраки» (18+).
Чак Паланик ужасен. Многим читателем он непонятен (стоит признаться, что и я, являясь поклонником его творчества, не всегда понимаю задумку автора и все ужасы, населяющие его книги). Кто читал, знает, что Паланик – не для всех. Это «шоковый писатель» с очень своеобразным стилем, который без труда можно распознать среди кучи беллетристического мусора. Необычные герои, диалоги, построенные Палаником, постоянные повторы и реализм (даже натурализм) – то, чем можно зацепить современного «пресытившегося» читателя.
Несмотря на специфичность стиля, его книги не раз номинировались и получали премии «Лучший роман», а это что-то да значит.
Сразу предупреждаю, что читать книгу следует лишь тем, кого не травмирует его стиль – грязь, разврат, убийства, насилие. Более того, я бы рекомендовала указывать на его книгах возрастную категорию 21+. А лучше - 40+.
Самой популярной и самой удачной (с кинематографической точки зрения) его работой до сих пор был и остается тот самый «Бойцовский клуб» (18+) («Первое правило Бойцовского клуба: никому не рассказывать о Бойцовском клубе»). В основном, потому, что по книге снят фильм с Брэдом Питтом в главной роли (многие узнали о Паланике только после просмотра этой картины, я - в их числе). Но те, кто прочел и другие романы Паланика, знают, что остальные его книги - ничуть не хуже, а некоторые - даже лучше «Бойцовского клуба».
До недавнего времени самой шедевральной у Чака Паланика я считала книгу «Уцелевший» (18+). Но это было до того, как я прочла роман «Призраки». Теперь всем, кто хочет познакомиться с Палаником, я однозначно рекомендую начать чтение с этой книги. В ней есть все, что мне так нравится в творчестве этого писателя: страдания, причиняемые жертвами своим мучителям, боль, оправданная с психологической точки зрения, но не оправданная нравственно, старый добрый натурализм, поразивший меня в творчестве Эмиля Золя (в частности, его романы «Жерминаль» (12+) и «Западня» (16+), и вновь обретенный в новом авторе динамичный сюжет без разглагольствований и затягивания удавки на шее читателя. Единственное, что мне не очень понравилось, – это открытый финал (так уж повелось, что открытые финалы вгоняют меня в ступор. Мне кажется, что автор схалтурил, слентяйничал, переложил ответственность за развязку на читателя, что несправедливо. Но, зная Чака Паланика, не так уж и трудно предугадать конечное развитие событий.
История закручивается на том, как 17 человек, возомнивших себя людьми творческими, исчезают из мирской жизни на три месяца и отправляются на загородную виллу к богачу, чтобы там, в комфорте и уединении, написать свой шедевр. Они еще не знают, что их ждет. Они еще не догадываются, что семинар по писательскому мастерству превратится в кошмар. Их общий кошмар.
Как ни странно, никакой мистификации или традиционного триллера Чак Паланик не разыгрывает. Все герои – сами палачи и сами жертвы. Я не раскрою карты автора, если сразу же сообщу, что по сюжету после смерти мистера Уиттиера (того самого богача, пообещавшего этим псевдописателям «райские каникулы») все герои остаются запертыми в глухом здании старого театра. В один момент они понимают, что их историю можно продать на телевидение. И чем страшнее будет их история, тем дороже она будет стоить. Здесь и начинается работа над совместным шедевром.
Чак Паланик использует самый удачный в данном контексте писательский прием – рассказ в рассказе. Каждый из героев исповедуется, рассказывая, от чего сбежал на этот пресловутый семинар, что оставил в том мире, за пределами этих стен. Какие трагедии разыгрываются перед читателем! Каких монстров таят в себе эти персонажи!
А тем временем никто не спешит звать на помощь, никто не старается выбраться из логова побыстрее. Ведь чем меньше человек выживет, тем легче будет разделить гонорар за историю, легче будет придерживаться единой версии произошедшего, легче строить из себя жертву. Вот только останется ли кто-нибудь из них в живых?