Владимир Мутовкин работает главой Пензы около недели. Его выбрали на этот пост депутаты, победившие на выборах в Гордуму. Журналисты встретились с Владимиром Борисовичем, чтобы узнать о его первоочередных планах на новом посту и задать ряд личных вопросов.

– Владимир Борисович, по вашему мнению, какими качествами должен обладать депутат, стоит ли устраивать провокации для повышения личного рейтинга? И как он должен работать?

– Провокации - это, на мой взгляд, тот инструмент, который использовать нельзя нигде. Депутат, конечно, должен трудиться над повышением своего рейтинга, авторитета, но работая в округе и решая вопросы жителей. Только таким образом. Это должны быть не популистские заявления, а, в первую очередь, - ответственность и стремление выполнять свои обещания. То есть если он дает слово, то оно должно стать делом. Но для этого слово должно быть взвешенное и обдуманное. У нас в детстве, знаете, как говорили: «За слова надо отвечать».

– Новому составу Гордумы предстоит определиться с назначением нового главы администрации Пензы. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать новый глава исполнительной власти?

– Какими качествами должен обладать мэр? Я считаю, что основных – два: профессионализм и ответственность.

– Какие первостепенные задачи ему предстоит решать на этом посту?

– Задачи, в общем-то, определены законодательством. Нужно решать вопросы ремонта дорог, переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, функционирования школ, социальной сферы и так далее.

Первая и важнейшая задача, которую нам нужно решить в составе новой Думы и, соответственно, во взаимодействии с исполнительной властью, – сформировать бюджет. Нормальный бюджет, потому что город без него жить не может, вы это прекрасно понимаете.

Формирование бюджета - процесс напряженный и сложный, потому что тех задач и затрат, которые предполагается сделать, гораздо больше, чем возможностей, и здесь нужно действовать оптимально.

– Какие вы видите направления пополнения бюджета?

– Направлений пополнения бюджета у нас два: это налоговый доход и неналоговые поступления. Налоги, мы понимаем, могут вырасти только тогда, когда у нас будет развиваться производство, когда у нас будет сфера услуг, когда у людей будет работа. В этом направлении работать надо. Обязательно.

– Владимир Борисович, а как вы считаете, должны ли депутаты общаться с избирателями в социальных сетях или живое общение лучше? У всех ли народных избранников есть аккаунты?

– Хочу уточнить вопрос: а что вы понимаете под словом «должны»? Это какие-то обязанности, которые будут возложены законодательно?

– Нет, конечно. Просто как пожелание, рекомендация, чтобы представители власти, в том числе - и народные избранники, общались не только на встречах со своими избирателями, но еще и в социальных сетях.

– В социальных сетях у нас, наверное, не у всех есть аккаунты. Живого общения, когда человеку смотришь в глаза, не заменит ничто. Но в социальных сетях тоже надо общаться, это веление времени, и от него мы никуда не уйдем. Не каждый человек может попасть на прием к депутату, но каждый хочет пообщаться, задать свой вопрос. Я думаю, что аккаунт в соцсетях – это решение вопроса.

– Вы будете рекомендовать такое общение депутатам?

– Я пока недостаточно активен в соцсетях, но буду устранять эту проблему, потому что посредством соцсетей можно обозначить свою позицию по многим вопросам, непосредственно донести ее до людей, понять, что хочет конкретный человек.

Конечно, я буду рекомендовать это делать депутатам, и сам попробую уделять этому направлению больше внимания. Но, вы понимаете, соцсети тоже требуют огромного количества времени. Вот на этой должности, наверное, у меня времени много не будет, но я постараюсь его найти, если губернатор и президент находят, то я просто обязан это сделать.

– Что бы вы хотели изменить в отношении пензенцев к своему городу?

– Вы знаете, я думаю, что важно, чтобы жители любили свой город. А для того, чтобы они понимали, что могут что-то сделать для Пензы, должна многое сделать и власть. Должно быть взаимодействие с жителями. И когда пензенцы поймут, что это их город, что многое зависит от их решения, от их желания, тогда, я думаю, станут относиться к своей малой родине по-другому.

И это очень важно, потому что, вы видите, что город преображается, допустим, делаются красивые фасады, а на них появляются какие-то граффити. Делаем остановки, тратим на красивые павильоны средства достаточно большие, а через две недели их разбивают. Это либо детский максимализм, либо какое-то неприятие чего-то, либо просто хулиганство. Эти явления, я считаю, надо изживать.

– А как, Владимир Борисович, нужно это изживать?

– Я уже сказал, единственная возможность в этом направлении – только понять, что пензенцы – такие же участники жизни нашего города и могут принимать решения, которые находят реализацию. Допустим, оборудование детской игровой площадки. Если жители сами принимают участие: своими средствами, своим трудом в этом, то отношение к сделанному сразу меняется. А когда это потребительское отношение: «Вот вы мне сделайте, а я подумаю: пользоваться этим или не пользоваться, беречь или сломать», - то результат другой.

Хочу привести один пример. Сам я в Финляндии не был, но один мой знакомый рассказывал об интересном наблюдении. Когда он был в этой стане зимой, прошел снег. Маленький городок, может быть, наподобие нашего Лунино, у многих жителей есть свои джипы. У каждого джипа - своя навеска для очистки снега. Никто их не заставляет, никто не просит, они надевают навеску на свои машины и едут чистить дороги общего пользования. Не свои территории, а дороги общего пользования. То есть у людей есть единение, есть понимание того, что город - их, и жизнь в нем зависит, во многом, от их отношения. Вот если мы к этому будем стремиться, я думаю, добьемся хороших результатов, все у нас будет по-другому.

– А когда у каждого жителя Пензы будет джип с навеской?

– Это необязательно. Важно отношение. Но здесь, конечно, есть подводный камень, вы прекрасно его знаете: у нас – сколько людей, столько и мнений. Одному надо лавочку под окнами, а другому - не надо. Это я из депутатской практики говорю. Одному нужно горку поставить, другому – стоянку оборудовать. Но здесь должна власть какую-то координирующую роль иметь и удовлетворять, наверное, наиболее рациональные потребности большей части жителей.

О ЛИЧНОМ

– Хотелось бы к личным вопросам перейти. Вы родились в Пензе, хорошо знаете город. Есть ли у вас место, где вы любите гулять, проводить свободное время?

– Любимое место с детства – центр города и парк Белинского. Почему центр города? Я жил на четвертой Пензе, не знаю, застали вы время или нет, когда люди между собой говорили: «Ты куда поехал? - В город».

То есть городом считался центр. А посещение парка Белинского всегда было праздником: аттракционы, мороженое… Я люблю наш город, он в последнее время становится все красивее.

– Владимир Борисович, информации о вас крайне мало, в интернете - в том числе. Вы можете рассказать, из какой вы семьи, кем были ваши родители? Почему вы решили стать военным?

– Семья у меня была самая простая. Папа работал термистом на заводе «Автозапчасть», когда я родился, мама – лаборантом на заводе КПД. Жили мы в коммунальной квартире на улице Саранской. Дом теперь снесен. Меня спрашивали журналисты, из бедной я семьи или богатой. А мы тогда не понимали, что такое «бедный». У нас была крыша над головой, у нас было что покушать, что надеть. Все мы ходили в одинаковых кедах китайских за четыре рубля, в сатиновых шароварах, ну и, в общем-то, были вполне довольны жизнью. Общение было вполне нормальное, люди как-то относились добрее друг к другу. Зависти ни у кого никакой не было, и все считали своим долгом работать на благо государства. Это, конечно, передавалось всем - и нам, детям.

Военным как я решил стать? Я с детства мечтал стать военным летчиком, поскольку читал много книг, связанных с летной тематикой: «Балтийское небо» (16+) Н. Чуковского, «Ночные ведьмы» (16+) Р. Ароновой, «Цель в жизни» (12+) А. Яковлева. И после школы поехал поступать в Армавирское летное училище. Здесь комиссию прошел – все нормально, вопросов не было, но там медкомиссию не прошел, отбор был жесточайший.

Вернулся сюда, в Пензу, пошел работать на завод. Тогда культ рабочего человека был, поэтому на завод пошел с удовольствием. Стал учеником слесаря-сборщика. Работа мне нравилась, определенная гордость была, что я тружусь на таком заводе как ВЭМ, который занимается выпуском не только продукции гражданского назначения, но и обороны.

И я уже работал самостоятельно. Мне доверяли сборку достаточно сложной аппаратуры. Поэтому решил пойти по этому направлению и поступил во ВТУЗ на очное отделение.

На третьем курсе мне предложили перейти в СКБ (Серийное конструкторское бюро). Зарплата, конечно, была уже в два раза меньше, но работа была интересная. Занимались мы разработкой автоматизированных систем проектирования, тогда про них еще никто ничего не слышал, а мы уже это делали.

После окончания вуза отработал два года на заводе, потом в управлении КГБ СССР по Пензенской области начали внедрять информационно-вычислительную технику. Специалистов не было. Мне предложили перейти на службу в органы. Год длилась проверка. После чего я был зачислен прямым зачислением в Управление КГБ СССР по Пензенской области в информационно-аналитическое отделение. Там требовалась специальная подготовка, поэтому меня направили на высшие курсы КГБ СССР города Горький. Я закончил курс с отличием, приехал, мне предложили перейти на оперативную работу.

За три года до окончания своей службы был переведен заместителем начальника информационно-аналитического отдела и закончил службу в звании подполковника. Полковником я не был, хотя в прессе пишут - «полковник». Нет, до полковника не дослужился (смеется).



– Вы могли когда-либо представить, что займете пост главы города?

– Нет. Честно сказать, нет. И вот это предложение для меня было в определенной степени неожиданностью.

- За что вы получили орден «За военные заслуги»?

- Орден получил за ряд мероприятий, связанных с обезвреживанием банд формирований в Чеченской Республике. То есть удалось раскрыть людей, причастных к бандам незаконного вооруженного формирования, задержать их, они потом попали под суд. И, самое главное, – в ходе этих мероприятий удалось предотвратить ряд террористических актов, которые должны были состояться – уже были заложены взрывные устройства. Нам в последний момент удалось три устройства обезвредить. Если бы этого не случилось, погибло бы большое количество людей.

Также была обезврежена одна ячейка, которая планировала провести террористический акт. Своевременно было все пресечено. Вот за это сочли возможным представить меня к этой награде.

То, что касалось труда в ФСБ: работал по разным направлениям - это и защита секретов на предприятии, которое связано с оборонкой, борьба с коррупцией и контрабандой – был какое-то время прикомандирован к пензенской таможне, там тоже удалось провести ряд интересных мероприятий.

В 2000-е годы очень широко была распространена так называемая экономическая контрабанда: везли товары из Китая под видом транзита. Пару таких «караванов» нам удалось обезвредить.

И вторая задача была тоже по обеспечению экономической безопасности, связанная с уходом от НДС. То есть можно было получить возмещение НДС из бюджета при продаже товара за границу. Некоторые этим пользовались. Одна операция особо запомнилась, когда удалось предотвратить возмещение НДС в 385000000 рублей. 54 вагона шли с Лабытнанги за границу якобы с буровыми установками, хотя товар находился в регионах и никуда не отправлялся.

- Какую литературу вы читаете?

- Художественную литературу читаю, в общем-то, достаточно мало. Вот, у М. Лабковского есть книга «Хочу и буду…» (12+) – я бы порекомендовал ее для того, чтобы мозг немного разгрузить. Больше сейчас стараюсь читать книг, приводящих к саморазвитию, к пониманию того, что из себя представляет сам человек, чем он руководствуется, что им движет. Читаю Джо Диспенза, который обращается к развитию интеллектуальных способностей человека, мозга, Голдратта Элияху, который тоже много об этом пишет. Интересны книги Нассима Талеба: «Одураченные случайностью» (0+), «Черный лебедь» (0+).

Мне понравилась книга «Черный лебедь». Вообще, почему он так назвал эту книгу? Это о тех событиях, которые ни разу не происходили, и они не могли произойти, но когда они случаются, это называют «черным лебедем». А почему он так сказал? Потому что считалось до определенного времени, что лебеди могут быть только белые. И когда увидели черного лебедя, это был шок. Приводит автор одну интересную цитату в книге по этому вопросу. Кстати, это то, что касается моего избрания на эту должность. Один капитан сказал так: я проплавал более 20 лет на судах, избороздил все океаны и моря, и у меня не было не то что крушения, но и сколь-нибудь значимого ЧП на судне. И знаете, кто это сказал? Это сказал капитан «Титаника»…

– Как Вы оцениваете то, что большинство пензяков, если вы назовете свою должность, скорее всего, даже не поймет, о чем речь?

– Отношусь к этому спокойно. Просто люди не обязаны знать все нюансы организации власти. Многие даже не интересуются этим, для них власть есть власть. И они не разделяют власть на представительную и исполнительную. Многие подходят и говорят: «Ну, что же вы там …», и ставят вопрос, который относится сугубо к исполнительной власти. То есть для многих людей власть – это общее понятие, и если человек находится здесь, у власти, то он должен заниматься проблемами людей.

Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies