Интеллектуальные игры в последние годы захватили практически всех - и жителей столиц, и провинциалов. В чем заключается феномен бешеной популярности этих соревнований? Могут ли попасть в профессиональную лигу поклонники квизов? И с какого возраста нужно учиться играть?

 

Мы задали эти вопросы звезде одного из самых популярных телевизионных шоу Михаилу Скипскому. Игрок сборной России "Что? Где? Когда?" (16+) и двукратный обладатель "Хрустальной совы" приехал в Пензу на три дня - чтобы провести тренировки для участников новой смены в Центре для одаренных детей им. В.О. Ключевского.

- Ради участия в смене, посвященной игре "Что? Где? Когда?" пензенские школьники проходили строгий отбор. Это значит, что формат интеллектуальных игр интересен и новому поколению - ребятам, которые выросли на YouTube. Вас удивляет то, что игра все еще актуальна?

- Думаю, это совершенно нормально. Есть такие межпоколенческие вещи. Игра "Что? Где? Когда?" - одна из них. Многие взрослые, которые со мной играют, любят рассказывать, что смотрели эту игру еще в детстве. В отличие от того же киберспорта, который у людей постарше вызывает отторжение, игра "Что? Где? Когда?" имеет положительный имидж у всех - и у старшего поколения, и у молодежи. Меня не удивляет то, что эта игра до сих пор не потеряла своей популярности.

- Михаил, вы со своим огромным опытом могли бы играть исключительно среди знатоков. Но, тем не менее, приезжаете в провинцию, проводите занятия для школьников. Что вас мотивирует?

- Для меня это педагогический челлендж. Всегда что-то новое, интересное в таких поездках открываю для себя. Дети - это совсем другая аудитория. А еще я таким образом отдаю некий моральный долг - отчасти благодаря "Что? Где? Когда?" я вырос приличным человеком (смеется). И, конечно, мне хочется, чтобы мир вокруг становился лучше. Я хочу жить в России, где много умных, заинтересованных детей.

- Вы приехали в Пензу всего на три дня. Что можно сделать за такой короткий срок?

- Я считаю, лучше приехать на несколько дней, чем не приехать вовсе. Как пел Джим Моррисон - "Come on baby, light my fire". За эти три дня можно зажечь в детях огонек. Конечно, нормальная тренировка - это процесс, который длится в течение года. Никакого секретного ингредиента не существует. Зато есть регулярная работа - отчасти механическая и скучная даже. Пензенским детям я успею показать хотя бы основные приемы, упражнения, которые помогут в серьезной игре. Перед учителями, и передо мной стоит задача - подготовить детей к интеллектуальной олимпиаде ПФО. Понятно, что в идеале мы должны воспитать педагогов дополнительного образования, которые смогут учить детей всему тому, чему эти три дня пытаюсь научить их я. То есть в будущем должны проводиться семинары для классных руководителей и для педагогов допобразования. Тогда будет польза. Может быть, кто-то из этих детей останется в движении.

- Расскажите побольше о тренировках. Чему вы учите игроков?

- Понятно, что эрудиция не тренируется, тут все зависит от родителей. Тренируется взаимодействие в команде, командные роли и техника. Сейчас на технику делаю максимальный упор. Это работа с текстом - вычленение ключевых слов, составление облака ассоциаций: берем одно слово, другое слово, и где-то на стыке учимся искать ответ. С раздаточным материалом учу работать. Начинать работу с детьми лично я предпочитаю, когда они учатся в 8-ом классе. Но выигрывать они начинают только в 11-ом.

- Педагоги и тренеры с большим опытом сразу видят "звездных" ребят - тех, кто в будущем может стать настоящим профессионалом. В вашей практике такое случалось?

- Это редкость, но людей такого масштаба видно сразу. Да, нужно обладать пониманием игры, чтобы заметить крутых игроков. А бывает так: человек классно играет, но ему просто неинтересно. И мне в таких случаях искренне обидно. Сложно сказать, что важнее - талант или мотивация. Вот есть человек с невероятными врожденными данными, человек-инопланетянин просто. А есть те, кто "собирают" себя сами. Если будешь упорно тренироваться, то, наверное, достигнешь определенных высот механически. А вот если в тебе есть так называемая искра божья, то тебе все будет гораздо легче даваться.

Моя задача как тренера - не просто увидеть эту искру, но еще и раздуть ее. Но все-таки не бывает гения без труда. Очень часто одаренные дети уверены в том, что они звезды, и этого им достаточно. Мое педагогическое кредо заключается в том, чтобы доказать этим ребятам - не все так просто, как кажется. Ну, условно говоря, привозишь ленинградских детей на турнир, а они проигрывают команде из провинции. Конечно, это становится ударом по самолюбию, но еще это хорошая мотивация на будущее.

- Последние годы интеллектуальные игры активно развиваются в формате квизов. Хотя бы раз принять участие в таком турнире пробовали все. Как вы относитесь к такой популяризации интеллектуальных соревнований?

- Всегда так было - просто раньше люди разгадывали кроссворды, а сейчас это трансформировалось в квизы. Есть мультимедийное пространство, и люди могут себе позволить не только дома кроссворды разгадывать, но и где-то в хорошей компании соревноваться. Приятно же почувствовать себя умным. Это вообще в человеческой природе заложено: смотришь на успешных людей - и хочешь к ним приблизиться. Например, посмотрел шоу всех звезд NBA - пошел и мячик в кольцо побросал, чуть-чуть приблизился.

Так и с этими играми в барах - не все понимают разницу между вопросами "Что? Где? Когда?" и вопросами квиза, но это неважно - зато человек чувствует, что тоже может ответить на вопрос. К тому же, квиз - это еще и весело.

Мы живем в век, когда человеческое общение уходит в сеть, а живое общение - это бОльшая ценность, чем 30 лет назад. Соответственно, квиз - это такая форма встречи с друзьями - ешь, развлекаешься, шутишь. И с друзьями совсем на другой волне общаешься. Я нормально к такому формату отношусь. Как говорил Мао Цзэдун, пусть цветут все цветы.

- А перейти в профессиональную лигу любители квиза не могут?

- На самом деле люди, которые ходят на квизы, тоже иногда играют в "Что? Где? Когда?". Ты можешь через квизы также прийти в движение знатоков. Квизы - это хороший стартовый базис. Если сразу попадаешь на какой-то спортивный турнир без подготовки - тебя огорошат жаргоном, странными ребусами, новоязом. Это будет кардинально отличаться от того, что ты видел по телевизору. А через "барные" игры можно получить стартовый капитал.

- Что вас, даже спустя десятилетия, держит в интеллектуальных играх?

- Во-первых, я больше ничего особо не умею. Мои лекции по геохимии ландшафтов не пользуются большой популярностью (смеется). И главная, основная причина, почему я все это не бросаю, довольно проста - бешено люблю эти игры, люблю "Что? Где? Когда". Я нахожу в этом удовольствие.

 

Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies