Породистые щенки и брошенные дворняги, ручные пумы и тигры. Ветеринарные врачи Сумбаевы способны поставить на ноги почти любого зверя, даже экзотического. В числе их постоянных клиентов – и подопечные центра помощи бездомным животным «Питомец». Супруги Александра и Петр работают вместе уже девять лет.

В преддверии международного дня ветеринарного врача, который отмечается 30 апреля, мы встретились с супругами. Каковы главные трудности в работе ветеринарного врача? Чем пары, работающие вместе, отличаются от обычных семей? И во что играют дети ветеринаров? Обо всем этом – в интервью ИА «Пенза-Пресс».

- Как вы выбирали профессию? Почему решили лечить животных, а не людей?

Александра: Я, наверное, должна сейчас сказать, что с детства мечтала работать с животными (смеется). Но у меня - совсем неклассическая история. После девятого класса загорелась медициной и два года собиралась поступать в мединститут. Однажды мой репетитор посоветовала мне обратить внимание на ветеринарию. Животных я любила, но у меня был единственный кот за все мое детство, потому что мама категорически против зверей. В итоге я обдумала все и поехала подавать документы в саратовский медицинский институт. А параллельно, в тайне от мамы, подала еще и в аграрный университет на ветеринарный факультет.

Петр: А я вырос в деревне в Саратовской области. У моих родителей было большое подсобное хозяйство. И еще дедушка – такой классический сельский ветврач. Так что для меня выбор профессии был логическим продолжением всего, что меня окружало с детства.

Александра: Так мы вместе поступили в один вуз - Саратовский аграрный университет на факультет ветеринарной медицины. Там и познакомились. Учились в одной группе, но близко в годы учебы не общались – одногруппники и одногруппники. А после выпуска вообще на целый год почти потеряли друг друга из вида.

Петр: А потом взяли и поженились (смеется)

Александра: На самом деле, конечно, все было не так стремительно. Я после выпуска продолжила учиться в аспирантуре. А Петр Николаевич как-то раз приехал в гости на кафедру. Мы начали общаться. И постепенно дело дошло до свадьбы.

Петр: Мы поженились меньше, чем через год после этой встречи на кафедре. Но, честно признаться, я-то еще в институте на нее заглядывался (улыбается). Просто тогда все мы с головой были в учебе.

- Как складывался ваш профессиональный путь после окончания учебы?

Александра: У меня это все началось еще до выпуска. На втором курсе я пошла на стажировку в саратовскую клинику. Там это распространенная практика. Сначала ты выполняешь небольшие поручения - полы моешь, помогаешь врачу собаку держать. Потом появляются ассистентские обязанности. Вот так плавно я подошла к врачебной практике.

Петр: Я также ходил в клинику, но все равно учеба в институте мне дала многое – мы застали еще советских профессоров, они нас серьезно гоняли (улыбается). И я им за это благодарен. Но когда начинаешь работать, все равно нужно где-то что-то посмотреть, почитать. Опыт приходит со временем. После института я успел поработать год в своем районе сельским врачом. Ну а потом мы приехали с Александрой Игоревной вместе в Пензу. Три года отработали вместе в клинике, а потом решили, что нужно пробовать начинать свое.

- А почему в Пензу вернулись?

Александра: Это были мои обязательства перед мамой – обещала, что вернусь. Я закончила аспирантуру, и мы приехали сюда.

Петр: Мне было не принципиально, где работать и жить, и я поддержал супругу. Да и в целом возраст был такой – ты к трудностям относишься гораздо проще. Поскольку у меня есть опыт работы и в селе, и в городе, я могу сравнивать. Сельские люди – они проще. Специфика своя – крупные животные, физически сложнее. Но морально тяжелее работать в городе. Потому что очень трепетно люди относятся к своим питомцам.

- Как вас принял город? Вы уже спланировали перед отъездом свою жизнь в Пензе?

Александра: В клинике, куда мы приехали работать, нас уже знали и ждали как специалистов. Тем более, ветеринарных врачей и сейчас не очень много, а тогда было еще меньше. Естественно, что возвращающиеся специалисты были на вес золота. Потому приняли нас хорошо. Со временем появилось желание работать самостоятельно. Теперь у нас - семейная клиника. Работаем сами уже пятый год.

- А что для вас сложнее все-таки – работать с людьми или с животными?

Александра: С хозяевами непростые моменты возникают каждый день. Это, в принципе, - самое сложное в нашей работе. А с животными ты опыт потихоньку нарабатываешь. Но сначала даже просто подойти боишься. Если вспомнить, как выглядели руки 12 лет назад, то это страшно, конечно, – они все были изодраны (улыбается). Тогда ведь мы толком не знали, как правильно держать, а сейчас уже почти прилично все смотрится – единичные царапинки.

Петр: А у меня была сложность другая. Смотрят на тебя хозяева, видят, что врач молодой, и вот это отношение к возрасту порождало у людей недоверие. Думают ведь так: молодой – значит, неопытный. Потом все пошло нормально.

- Трудно ли работать самостоятельно?

Александра: Работать самостоятельно очень тяжело на первых порах. Организационные моменты отнимают много сил. Проще, конечно, стоять на приеме и разбираться, что произошло у животного, чем разбираться, как оформить очередную бумажку (смеется). Хочется эти вещи делегировать, но пока нет возможности.

- Насколько активно проходит рабочий день у ветеринара?

Петр: Рабочий день у нас начинается в девять утра, а заканчивается в 12 ночи, а иногда и в час.

Александра: Плюс нам еще нужно отвезти детей к восьми часам в детский сад, а потом уже приступить к работе.

- Как же вы управляетесь и с такой нагрузкой на работе, и с детьми?

Александра: У нас есть бабушка, она очень сильно помогает.

Петр: Да, у нас золотая бабушка (улыбается)

Александра: Официально наш рабочий день длится до восьми часов. Но к этому времени все не заканчивается, потому что всегда есть, с кем задержаться. А пока в порядок все приведешь, уберешься, уже и время пролетело. Плюс мы ездим к пациентам на дом.

- Вы ежедневно находитесь вместе на работе. Каково это – заниматься одним делом бок о бок?

Петр: Мы можем целый день работать рядом, но даже парой словом не перекинуться. Мы вроде на одном месте, но мы не имеем возможности поговорить, потому что идет поток пациентов.

Александра: Нам это, скорее, помогает. Работа все-таки достаточно специфическая. У наших коллег супруги совершенно не связаны с ветеринарией. И видно, что им не очень понятно, почему жена задержалась и только в 9 ушла с работы. А у нас этих вопросов просто не возникает.

Петр: Для других мужчин многие моменты из моей жизни были бы непонятны: кто-то звонит жене незнакомый, она может сорваться ночью неизвестно куда (смеется). Поэтому то, что мы работаем в одной сфере, очень сильно помогает и объединяет. А иногда мы настолько друг друга понимаем, что нам и говорить не надо. Переглянемся - и все понятно.

Александра: Я уже даже не представляю, что в силу каких-то обстоятельств мы не будем работать вместе. Это стало частью жизни. Мы 9 лет в Пензе, и все эти годы вместе. Очень тяжело, когда Петру Николаевичу нужно уехать к родителям, а я не могу вместе с ним. А если бы мы работали в таком же графике, но не вместе, было бы, наверняка, больше недопонимания.

- Есть у вас день для того, чтобы провести его всей семьей? Получается выкраивать время?

Александра: За счет того, что выходные – это интенсивная работа, побыть вместе получается не всегда. Конечно, жалеем об этом, но у нас есть вечера в понедельник и пятницу. Это почти выходные для нас. Забираем детей из сада и проводим время вместе.

- Что о вашей работе думают дети? В детском саду ведь они склонны подражать близким?

Александра: У нас дочки – 5 лет и 2,5 года. Они у нас в клинике неоднократно были. Например, когда бабушка с ними не может посидеть, они вместе с нами на работе. И воспитатели в садике рассказывают, что играют они исключительно в медиков. В любой игре они кого-нибудь обязательно лечат (улыбается).

- А у вас самих есть животные?

Александра: У нас есть пес Джек. А еще был кот, но, увы, они не смогли подружиться, и кот остался жить с бабушкой. Пес породистый - «джек-рассел-терьер», но он у нас отказник. Получилось так, что собаку подарили пожилой женщине, а это очень активная порода, молодежная. Он бабушку замучил. А тут еще у него проблемы начались со здоровьем. Тогда хозяйка в очередной раз пришла с ним на прием и спросила. не нужен ли кому-нибудь пес. Мы решили, что нам нужен. И вот он у нас уже семь лет живет.

- К вам на прием ведь не только собак и кошек приводят. Какие необычные пациенты у вас побывали?

Петр: Еноты, игуаны. Пума ручная была. Волк, кабан. И даже тигра приводили. Но это довольно редкие случаи.

Александра: Если это какая-то экзотика типа игуаны, то дополнительную литературу просматриваем. Петр Николаевич иногда до сих пор и к поросятам возвращается, и к козам.

Петр: Ну, для меня это тема знакомая. К тому же специалистов по сельскохозяйственным животным в Пензе мало. И мой опыт работы в деревне очень помогает. Иногда выезжаю в область. Не так давно приносили фазана мне. А еще по баранам консультацию давал.

- Вы успеваете работать и с центром помощи бездомным животным «Питомец». Как на это еще у вас хватает время?

Александра: Мы - основные врачи «Питомца». С бездомными животными работать чуть сложнее, чем с домашними, потому что мы о них ничего не знаем. Всегда легче, когда есть анамнез. К тому же, одно дело, когда животное живет дома, за ним ухаживают, уделяют внимание. А в приюте это почти невозможно, у них - около двухсот животных. Отследить самочувствие каждого сложно. Но в «Питомце» девчонки - большие молодцы, они давно работают, и у них не возникает лишних вопросов, они всегда будут следовать рекомендациям. А какие-то вещи они уже и сами понимают, знают, на что нужно обратить внимание.

Петр: Они как профессионалы себя ведут, и работать с ними легко. Ставишь диагноз и назначаешь лечение, а дальше они идеально справляются сами.

- А в чем же состоят трудности общения с обычными хозяевами?

Александра: Большая трудность заключается в некотором недоверии. И с одной стороны, это правильно. Как говорится, доверяй, но проверяй. Но когда человек идет и проверяет абсолютно везде, включая форумы и сайты, а потом все равно возвращается к врачу и выкладывает всю собранную информацию, нужно еще развеять кучу мифов, которые человек успел собрать. На это уходит прорва времени. Иногда бывают хозяева, которые даже боятся что-то сделать со своим животным. Найти язык с каждым человеком, который обращается за помощью, это и правда сложно.

- Как же вы отдыхаете?

Александра: Петр Николаевич мечтает на самбо начать ходить. А мне достаточно спокойно полежать в тишине. Проще всего летом – на дачу к бабушке съездить, за грибами сходить.

- А вы не думали о том, чтобы передавать свой опыт начинающим врачам?

Петр: Думали, конечно. И мы рады всегда поделиться знаниями. Это интересно. Потому что когда ты отдаешь кому-то, то получаешь от этого общения только плюсы.

- Есть какие-то особенные черты, которые должны быть присущи врачу-ветеринару?

Петр: Многие поступающие на ветеринарию делают неприятное открытие: у животных есть владельцы. Из-за этого им бывает тяжело при работе наладить контакт. Поэтому коммуникабельность, стрессоустойчивость и умение искать компромисс – самые важные качества для ветеринара.

Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies