«Почему кентавр, зачем он повернут на 180 градусов и что все это вообще значит?» Новая скульптура, появившаяся на обновленной Фонтанной площади в центре Пензы, породила у жителей города множество вопросов, непонимание спровоцировало ожесточенную дискуссию. Журналисты информагентства выяснили, что символизирует новый арт-объект и как его авторы реагируют на озвучиваемую пензенцами критику.
Новую скульптуру на одной из главных площадей города люди восприняли более чем неоднозначно: соцсети буквально «взорвались» от количества комментариев, в которых пензенцы дают оценки новой достопримечательности. Многие из них – довольно жесткие. Причем негативное мнение по поводу скульптуры высказывают не только обычные жители города, но и люди из сферы искусства. Один из таких – автор граффити «Ангел в белом халате» и «Великан» на ул. Московской Алексей Февралев – и вовсе создал петицию с призывом убрать кентавра из центра города.
«На Фонтанной площади в рамках реконструкции появилась скульптура, оскорбляющая эстетические чувства граждан. Первое впечатление - гармонии в скульптуре нет, композиции нет, пластики нет. Нет ничего, вообще ничего, за что можно назвать это творение скульптурой. Остается нам, простым работягам, понять, что же хотел донести до нас автор сего шедевра, что за тьма и масонский заговор творились у него в голове. […] Какие эмоции лично я испытал, глядя на это улыбающееся нечто? Отчаянное омерзение, ребята. Столько уродства в одном объекте - это надо уметь создать», - отмечает автор петиции, которую по состоянию на утро 4 сентября поддержали около 300 человек.
«Как можно было вообще дать разрешение на установку такого уродства?! Проблема явно у того, кто допустил это безумие, а не у того, кто сотворил!!! Кем это надо быть и какое образование иметь, чтобы считать подобное за «искусство»?! Любое настоящее искусство - это что-то прекрасное, радующее глаз и вызывающее эстетическое наслаждение, разве не так?! А данный объект - …» - высказалась в Сети жительница города Вероника Симелидис.
Другого мнения придерживается архитектор, сооснователь бюро «Вещь» Антон Белов.
«Отличная скульптура. «Художника обидеть может каждый». Юрий Ткаченко - отличный скульптор и человек хороший. Он организовывал симпозиумы на «Чистых [прудах]», там есть его работы. Загуглите, посмотрите и другие. Мне скульптура нравится, она меня не обижает, а радует своим юмором и смелостью. Касательно композиции, символики, форм, отсылающих к русскому авангарду и супрематизму в частности, откуда пошла современная архитектура ХХ века, я бы мог показать вам на месте. А так гнобить в интернетах, собирая лайки некомпетентных зрителей, мне кажется, недостойно», - отметил он в комментариях, обращаясь к Алексею Февралеву.
«Не понимаю, почему в соцсетях ополчились против этой скульптуры. Все, что выходит за рамки совковых объектов, вызывает непонимание. Кроме классики, есть и другие стили. Зато народ вдруг начал думать: «А что это символизирует?», «А как это объяснить?», «А что это означает?». Серые клеточки зашевелились. Вот если бы было просто красиво, никто бы не задумывался, стоит и стоит. А тут всем помешало», - считает журналист Надежда Саченкова.
Член Союза архитекторов России, Почетный архитектор России Александр Бреусов в беседе с журналистами «Пенза-Пресс» отметил, что также доволен скульптурой.
«Редко когда мне лично объект нравится своей новизной и необычностью. Мы привыкли видеть классические фигуры, позы и так далее. А это парковая скульптура, причем она несет некий смысл. Как архитектор я очень доволен, что появился этот объект. Это некий образ архитектора, он, как кентавр, тянет на себе эту ношу, не всегда его понимают и не всегда он в струю попадает. Скульптура нравится мне тем, что вызывает резонанс. Когда я ее увидел, у меня была такая мысль. Наш город существует уже много лет, его застраивали разные архитекторы и в царское время, и в советское. Люди даже не знают, кто построил дом правительства, старый драмтеатр, кто сделал ул. Московскую, почему Спасский собор сейчас построили именно на том месте. Мы не знаем, но город же нам нравится? За последние 10 лет он ведь становится красивее. Нельзя сказать, что плохи драмтеатр, филармония, концертный зал, библиотека им. Лермонтова. Посмотрите, какой у нас Спасский собор, Соборная площадь, оборонительный вал, Фонтанная площадь, скверы на ул. Славы, Пушкина. И жилье у нас стало красивее. Этот памятник – как символ архитектуры. Я очень доволен, что этот объект появился, он на самом деле необычный, в нем много смысла для нормального человека», - подчеркнул он.
Так что же означает провокационная скульптура и как ее создатели реагируют на критику? Чтобы это узнать, мы связались со скульптором и Заслуженным художником РФ Юрием Ткаченко, а также с автором концепции новой Фонтанной площади, заместителем председателя регионального Союза архитекторов Маратом Каскеевым. Приводим полные цитаты разъяснений.
«Кентавр-архитектор с распахнутой душой и раскрытыми объятиями», - Юрий Ткаченко
«Это контактная скульптура, она предполагает активное участие зрителя. С ней можно общаться, трогать, хлопать, фотографироваться, залезать на нее. Потому кентавр к тем людям, которые залезают к нему на спину, повернут лицом. Возникает следующий вопрос: что у него за дырка в туловище? Это не дырка, а окно, или дверь, или портал, или триумфальная арка. Каждый видит то, что хочет. Я для себя считал, что это распахнутая душа, открытая к миру и для мира. А руки готовы обнять всех, кто приходит к кентавру.
Почему именно кентавр? Есть такая подсказка на русском языке – «аллегория архитектуры». Вторая надпись – это неполная цитата древнеримского архитектора Витрувия. Он писал, что настоящий архитектор должен быть гражданином и человеком. Кроме того, он утверждал, что архитектура – это триединство красоты, пользы и прочности.
Архитектор – это человек, который создает тот мир, в котором мы живем, мир городов, площадей, улиц. Поэтому в теле кентавра есть формы, которые рождаются из этого тела, я постарался отразить активный творческий процесс. Есть и маленькие формы – кубик и шарик, они являются основой мироздания. Единство этих противоположных форм рождает весь мир.
Вокруг скульптуры все время люди, они фотографируются с кентавром, обнимая его. И никто их этому не учит. Они, может быть, не понимают философии скульптуры полностью, но интуитивно люди ее чувствуют. Дети на нее просто залезают, рядом с ней – постоянно очереди. Вот это, на мой взгляд, настоящее современное искусство, которое активно работает со зрителем».
Отношение к критике
«Один человек – Алексей Февралев - выложил в Сеть некую тезу, и его единомышленники поддерживают в этом, не выслушав противоположную сторону. Это нечестно, я считаю. Там идет ряд странных обвинений, что я наркоман, алкоголик, масон и еще кто-то. Зачем мне реагировать на это? Если бы это было публично – я готов с представителями этой части населения встретиться и подискутировать, пожалуйста. Но заходить на страницу человека и дискутировать там я не считаю нужным, потому что результат предсказуем. Вообще странно услышать такое от того, кто находится в этом же стане художников».
«Любое современное искусство провокативно», - Марат Каскеев
«Это набор неких символов, идей. Кентавр символизирует дуализм, то есть двойственность. Эта двойственность справедлива для разных сторон жизни, примеров – масса. Применительно к профессии архитектора она заключается в том, что он хотел бы относить себя к миру искусства, но при этом в данной работе его не так много. Это больше строительство, разработка чертежей, инженерных сетей. В результате архитекторов ни работники культуры и искусства не считают за своих, ни строители. Кроме того, в главных архитекторах сочетаются такие несочетаемые вещи, как человек искусства и бюрократ, чиновник, потому что приходится работать с такими вещами, как Генплан, правила землепользования и так далее.
Почему он перевернутый? Архитектор, несмотря на свои творческие амбиции, всегда старается сделать добро обществу, заказчику, власти и выворачивается наизнанку, лишь бы всем людям было хорошо и комфортно. Мы стараемся создать этот комфорт, наступая на горло собственной песне. Поэтому этот кентавр, вопреки своей природе, развернулся назад и дружелюбный, улыбчивый обнимает сидящего на нем человека.
И, конечно, в кентавре есть еще разные символы, которые скульптор пытался заложить, выделяя тему архитектуры. В том числе, даже странное отверстие. Это же своеобразный аттракцион, не такая скульптура, как, допустим, памятник матери или Петру и Февронии. Эта скульптура – интерактивная, с ней можно и нужно контактировать, на нее можно садиться, фотографироваться. Думаю, что в ближайшем будущем 50% жителей Пензы обзаведется фотографиями на телефонах, где они рядом с кентавром, на кентавре.
Провокативность присутствует во всех деталях. Надпись на латинском языке с одной стороны обозначает три постулата Витрувия – это «польза, красота, прочность». Мне изначально не хотелось писать, что скульптура посвящается чему-то. Она ничему не посвящается. Это просто конь-архитектор, который имеет такие «татуировки».
Отношение к критике
«Мы прошли довольно большой путь от первых показов, скульптуру согласовывали на уровне главного архитектора, общественного совета при Главном управлении градостроительства и архитектуры, чиновникам. Мы изначально были готовы к неоднозначности, мы все здравые люди и понимаем устоявшийся уровень восприятия объектов культуры и искусства. Никогда искусство не продвинулось бы, если бы шло вслед за усредненным вкусом обывателя. Да, любое современное искусство провокативно. Оно провоцирует на эмоции, которые мы сейчас видим, на рассуждения, почему это так, что это означает, на дискуссию. Если искусство не вызывает никаких эмоций, это не более чем цветное пятно на стене. А если вызывает, то в нем есть что-то полезное для общества.
Я – небольшой любитель дискуссий в интернете, не пользуюсь соцсетями. Мне не то чтобы неинтересно узнать мнение людей, но я понимаю, что не смогу убедить человека, которому это кажется вызывающе и плохо, не вижу в этом смысла. Довести свое мнение с помощью СМИ, как ваше, - это другое дело. Но при этом в дискуссии вступать я не хочу и не буду. Когда-то, когда парк «Легенда» еще только появился, многое из того, что там было, тоже вызвало бы неоднозначную реакцию, появись оно на улицах города. На Фонтанной площади я хотел видеть именно объект арт-искусства, интерактивного искусства. Она вся получилась, как мне кажется, очень живой, отдыхательной, рекреационной. Каждый там найдет себе уголок по душе. Искусство и должно быть разное. Было бы плохо, если бы все скульптуры выглядели статично, безальтернативно с точки зрения эмоций. Это было бы неинтересно.
Кстати, Юрий Ткаченко является автором скульптуры Всеволода Мейерхольда. К сожалению, для бедного Мейерхольда так и не нашлось место на территории дома-музея, и он с одного места переехал на другое. Сейчас он находится за заборчиком, это очень печально. Скульптура сначала тоже воспринималась неоднозначно, хотя она классная. Люди говорили, мол, как так она повернута спиной. Но теперь это один из культурных знаков исторической части Пензы. То же самое, думаю, произойдет и с кентавром».