16 марта в информационном агентстве «Пенза-Пресс» прошел онлайн-брифинг (0+), который был посвящен вопросам реабилитации после перенесенной коронавирусной инфекции и вакцинации населения.

На вопросы читателей отвечали главные внештатные специалисты регионального минздрава: терапевт Елена Евгеньевна Власова, эндокринолог Екатерина Владимировна Князькина и кардиолог Елена Николаевна Володина.

Направлять вопросы* можно было как заранее, так и во время брифинга на почту информагентства penzapress@yandex.ru, а также оставлять их в аккаунтах «Пенза-Пресс» в соцсетях.

Главный редактор ИА «Пенза-Пресс» Елена Юсупова: Год назад 18 марта Пензенская область ввела первые ограничения из-за коронавируса. Чему наших врачей научила пандемия? Как за это время изменились подходы в лечении больных ковидом?

Елена Власова: В настоящее время уже поменялся принцип его лечения. Мы наблюдаем изменения с начала выявления первого больного в регионе, и по всей стране менялись принципы и подходы к лечению. Связано с тем, что коронавирус - новая, неизученная болезнь, имеет какие-либо уязвимые состояния и проявляется по-разному.  В начале лечения были использованы препараты, которые не имели доказательной эффективности 100%, все назначалось через врачебную комиссию. При этом мы видели какие-либо положительные моменты. Затем мы увидели ряд лекарств, которые действуют на ковид, и те, кто не доказал свою эффективность. Потом появилась антиковидная плазма, которая имела доказательную эффективность и способствовала тому, что мы могли избежать серьезных осложнений. Затем мы получили вакцину, в настоящее время их более двух. В любом случае, изменения к подходу лечения были. Не менялась кислородная поддержка – это стало приоритетным направлением. Если раньше мы никогда в таком объеме не использовали кислород для лечения бактериальных инфекций/пневмоний, то при ковиде все было наоборот. Без такой поддержки люди быстрее получали осложнения. Первоначально пациенты не могли привыкнуть к тому, что они кислородно привязаны. Был ряд лечебных мероприятий в виде прон-позиций, улучшения, когда он находится на животе. Тоже хочу сказать, что эта методика активно не использовалась в лечении. Сейчас ситуация стабилизировалась, пережили две волны, но есть вероятность, что будет в последующем еще одна. Мы никогда не говорили о том, что необходимо защищаться. Никогда весь мир не переходил на соцдистанцию, не носил маски, это огромный переход к осознанности о том, что мы в мире не одни, всегда вокруг есть бактериальные или вирусные инфекции, и мы должны быть защищены.

Мы говорим о том, что не так давно прошел тяжелый эпидсезон, когда грипп и ковид наслаиваются друг на друга. Мы пришли к тому, что основная масса жителей соблюдает меры профилактики. Люди поняли, что такое эпидемиологическая безопасность. Это способствует тому, что мы видим снижение числа больных, чаще всего волнообразно. Это связано с тем, что человек может ослабить свою защиту.

Елена Юсупова: Сейчас в регионе ведется масштабная прививочная кампания. Расскажите, сколько доз вакцины уже поступило в регион, скольких людей удалось привить, наблюдаются ли у них какие-то побочные эффекты? Какой сейчас действует порядок вакцинации?

Елена Власова: Вакцинация сейчас проводится, она масштабная, объявлена совсем недавно. К ней мы приходили очень длительно, но на самом деле многие хотят привиться, можно записаться через Госуслуги. Если вы не состоите на учете и вам позволяет состояние здоровья, то можно записаться на вакцинацию сами. У нас в регионе прививают двухкомпонентной вакциной «Спутник V». Ее вводят после осмотра врачом, и если вопросов к пациенту нет - он идет на прививку. Есть группа пациентов, которая состоит на диспансерном учете, у которых есть хронические заболевания, которые обострились, и их самочувствие не позволяет говорить о том, что они могут позволить себе вакцинироваться, то готовиться к прививке они должны со своим врачом. Если мы говорим об острых состояниях (инсульт, инфаркт, острые респираторные вирусные инфекции), и если нет температуры в это время, то можно вакцинироваться. Что касается перенесенных болезней (инфарктов, инсультов), то после оперативного вмешательства и стабилизации состояния, а также допуска врача ему можно делать прививку. Как правило, где-то через 3-4 недели.

Теперь о том, как человек должен готовиться. Самая важная подготовка - биологическая безопасность. Врач, собирая анамнез, делает вывод, необходимо ли пациенту допобследование, есть ли вероятность контактов с зараженным, и если он был, то человека просят сдать тест на антитела или ПЦР-мазок. 

Побочные эффекты могут быть, но не могу сказать, что они чем-то отличаются от тех, которые появляются при других вакцинах. Это те состояния, которые не требуют обращения за медицинской помощью, они проходят в течение трех дней. 

Есть те показатели, которые выходят из-под контроля, при них нужно обратиться к врачу (повышение давления, высокая температура, которая не снижается при приеме противовоспалительных препаратов). Таких особых состояний не зарегистрировано в регионе. Были случаи, когда мы вели контроль привитых пациентов, контактировавших после с больными. Риск у них был также велик, как и у тех, кто не привился, поэтому биологическая безопасность - очень важно. 

Скажу о второй вакцине «ЭпиВак корона», которая поступает в регион. Она отличается от первой. «Спутник V» – векторная вакцина на адсорбенте гидроксида алюминия, там содержится часть белка ковида, вторая – химически синтезированная вакцина. Несмотря на то, что она однокомпонентная, введение препарата – двукратное. Выбирать вакцину для пациента будет врач. Обе вакцины противопоказаны беременным и детям.

У вакцин есть различия в холодовой цепи (условия хранения). «Спутник V» - замороженный препарат, который транспортируется при - 18 градусов, «ЭпиВак корона» - от - 2-8 градусов.

Пока вторую вакцину мы ожидаем.

Екатерина Князькина: Для всех пациентов с сахарным диабетом не стоит вопрос: «Нужно ли привиться или нет?». Конечно, нужно и в первую очередь. Это та категория граждан, которые должны привиться в любую стадию болезни. Самая основная категория таких пациентов находится в компенсированном состоянии. Компенсация сахарного диабета – это норма сахара. Она бывает разной. Если мы возьмем людей среднего и пожилого возраста, то максимальный уровень глюкозы перед едой должен быть не более 7,5, даже если пациенту 80 лет. После еды через два часа должен быть не более 10. У людей от 18 до 44 лет перед едой уровень сахара должен быть до 6,5 в идеале, через два часа после приема пищи – до 8,5. Также в лаборатории можно сделать анализ на гликированный гемоглобин – средний уровень сахара за три месяца. Его делают при назначении врача. При диспансеризации нужно сдать общий анализ крови, мочи биохимический анализ, который покажет уровень креатинина (отвечает за работу функции почек). Если пациент находится в стадии декомпенсации, то он направляется к узким специалистам и при восстановлении функции он может вакцинироваться. 2-3 недели достаточно, чтобы скомпенсировать пациента. Самая важная мысль, которую хотелось бы донести – это важность уровня глюкозы в крови.

Есть официальная статистика, где указано, что люди, которые не имели сахарного диабета во время лечения от ковида, получают данное заболевание, а если до ковида они принимали таблетированные препараты, то очень высокий процент перехода на инсулинотерапию.

И без помощи терапевтов и эндокринологов самостоятельно этот путь пациент пройти не может.

Прививаем мы не только людей с сахарным диабетом, но и с ожирением. Если в вашей семье у кого-то есть такие диагнозы, обратитесь к специалистам.

Елена Володина: Пациенты, имеющие сердечно-сосудистую патологию, - особая категория, потому что ковид в первую очередь поражает сосудистую стенку. Если она воспаляется, это дает прогрессирование болезни. Помимо этого, образуется большое количество тромбов в сосудах, что может завершиться сосудистой катастрофой. Зависит от того, в каком органе это произошло: это может быть острый инфаркт Миокарда, инсульт, инфаркт почки, легкого и т.д. Поэтому наши пациенты с такими патологиями обязаны прививаться. Ограничения – острые состояния. Помимо воспаления сосудистой стенки у пациентов может развиться гипертоническая болезнь.

Елена Юсупова: Насколько важна правильная реабилитация после перенесенного коронавируса? Если ей не заниматься, чем это может быть чревато? Какие могут развиться сердечно-сосудистые и другие заболевания? Какие нарушения часто происходят со стороны эндокринной? Сердечно-сосудистой системы?

Елена Власова: К повседневной жизни после ковида вернуться требуется каждому. Если говорить о тех, кто не имел осложнений в виде пневмонии, без хронических заболеваний, и, казалось бы, что они легче перенесли болезнь. Во время пандемии было много ограничений, мы наблюдали проблемы с расстройством настроения, постоянный стресс у пациентов. Несмотря на то, что не было пневмонии или других осложнений, все равно были состояния, которые требовали к возврату. Многие люди столкнулись с тем, что они не привержены к лечению, для них этот фактор было сложно преодолеть.

Мы видели депрессивные состояния, нарушения сна, много сложностей с точки зрения психологии. Людям требовалась моральная поддержка, реабилитация. Восстановление занимает минимум две недели.

У кого-то могла появиться одышка, пострадала мышечная система.

Говоря о тех, кто имели поражения легких: у них появлялась одышка, которая мешала к возврату прежней физнагрузки. Пациентам приходилось преодолевать отсутствие привычной нагрузки и наличие одышки, то есть заново научиться дышать. А если люди лежали на кислороде, то у них сформировалась зависимость, не говоря о тех, кто был на инвазивной вентиляции легких.

Кто-то теряет обоняние, чувство и запаха и не восстанавливает его. У пациентов появлялось давление, повышался сахар. Поэтому реабилитация требуется абсолютно всем. Рекомендации для этого мы постоянно транслировали в Сети, чтобы помочь людям справиться.

Есть состояния, которые требуют реабилитации, в виде поражения бронхо-легочной системы, когда требуется кислородная поддержка. Таким пациентам помогают в эпидемиологическом отделении, в том числе при больнице им. Бурденко. Есть состояния, когда пациент имел хронические заболевания после того, когда заболел ковидом.

Если пациент имеет одновременно более двух заболеваний, врачам приходится корректировать все показатели здоровья. Для лиц старше 65 лет у нас работает Госпиталь ветеранов войн, где помогают тяжелым пациентам.

Питание иногда тоже приходится корректировать. Важно также вернуться к здоровому образу жизни, отказаться от вредных привычек.

Екатерина Князькина: Пациенты с сахарным диабетом ничем не отличаются по реабилитации. Основная точка, которую нужно проработать с ними, это психологическая реабилитация. Наши пациенты долгое время были один на один во время самоизоляции. У нас работал call-центр, где мы разговаривали с пациентами, оказывали им психологическую помощь, многие боялись выходить в магазин, общаться с родственниками. Мы рекомендовали консультироваться у психолога, в некоторых случаях – у психиатра. Здесь не надо бояться этих специалистов. Они, в первую очередь, нам помогают с ковидом именно с социальной точки зрения.

У нас есть врачи ЛФК, которые на базе стационаров помогали, обучали пациентов. Это работает, если пациент сам все выполняет: дыхательную гимнастику и другие профилактические мероприятия. Есть пациенты (20%), которые замыкаются в себе и пытаются справиться сами. Им нужно консультироваться у эндокринологов.

Перевод на инсулинотерапию требуется часто, наши пациенты боятся именно этого вида лечения и оттягивают обращение.

Елена Володина: У пациентов с сердечно-сосудистой патологией наиболее важным этапом в восстановлении является выполнение рекомендаций лечащего врача. Потому что наши пациенты зачастую забывают о том, что у них такая патология, как гипертония, ишемическая болезнь сердца. Если пациент пропустил прием лекарств, это приведет к осложнениям в последующем. Нужно строго контролировать цифры артериального давления, показатели крови липидного спектра, уровень сахара и дополнительно важна психологическая поддержка, сбалансированное питание.

Татьяна Карташова: Здравствуйте! Меня зовут Татьяна Александровна. Хотелось бы получить компетентное мнение врачей по следующим вопросам:

1. Почему после коронавируса выпадают волосы и как это можно остановить? И если есть возможность - как не допустить этого?

Екатерина Князькина: Тут следует начать с другого: до ковида у пациентов часто выпадают волосы в следствии разных заболеваний. Это может быть анемия, нарушение гормонального профиля, дефицит витамина Д. Когда пациент обращается с такой жалобой, мы проверяем эти заболевания в первую очередь. Что касается коронавируса, при нем происходит нарушение микроциркуляции, идет гипоксия всех тканей. А что такое волос? Это волосяной фолликул, который питается от сосудов. Если есть нарушение питания, естественно, он выпадает. Чтобы предотвратить это, нужно восполнить дефициты. В первую очередь, нужно обратиться к врачу-терапевту на этапе восстановления. Все зависит от жалоб. Кому-то нужно будет посмотреть гормоны крови дополнительно, кому-то – витамин Д. Самая частая причина – анемия (недостаток железа, снижение эритроцитов в крови, недостаток гемоглобина).

2. Где в Пензе можно пройти курс реабилитации после COVID-19 по полису ОМС. И какой порядок направления на него?

Елена Власова: У нас есть реабилитация в зависимости от состояния пациента. Если мы говорим о лицах старше 65 лет, то это Госпиталь ветеранов войн. Что касается реабилитации по неврологическому профилю, когда требуется ряд мероприятий, чтобы вернуть пациента к нормальному образу жизни, то для этого у нас есть реабилитационное отделение. Можно пройти лечение по полису ОМС. Нужно обязательно обращаться к участковому врачу.

3. Какие обследования необходимо пройти и через какой промежуток времени после перенесенной коронавирусной инфекции чтобы подтвердить окончательное выздоровление или оценить возможные осложнения после перенесенной инфекции?

Елена Власова: Если мы говорим о поражении легочной системы, то проводятся лабораторные исследования в виде компьютерной томографии или рентгена, чтобы оценить, как восстанавливается функция. Если есть дыхательная недостаточность, то проводят ряд других инструментальных исследований, в том числе при осмотре пульсоксиметрии и других параметров. Есть минимальный спектр исследований, который можно пройти, а дальше – все индивидуально

4. Часто можно услышать истории о ковидных больных: выписался из больницы, месяц-два все было хорошо, неожиданно умер от инсульта… Как влияет коронавирус на работу сердечно-сосудистой системы?

Елена Володина: В первую очередь коронавирус поражает сосудистую стенку, вызывая воспаление и повышенное тромбообразование. Говоря об инсульте в постковидный синдром, это связано с тем, на каком этапе пациенты не выполняли рекомендации лечащего врача. На госпитальном этапе, пока пациент – в стационаре, ему назначаются специальные препараты, которые предотвращают развитие таких серьезных осложнений. В постковидном периоде, когда пациент выписался, ему также рекомендуют такие препараты. Если пациент неправильно или в недостаточной степени выполнял то, что порекомендовал врач, в результате может произойти сосудистая катастрофа.

5. Насколько надежен иммунитет после COVID-19, от чего зависит его устойчивость? Через какое время после перенесенного COVID-19, можно и необходимо привиться?

Елена Власова: Сначала было разрешено прививаться тем, кто переболел более полугода, потом это исключили – было предложено отказаться от прививки тем, кто болел. Что в последующем мы увидим, когда поступят новые вакцины, то будем следить за изменениями и оповещать население. В целом, иммунитет после ковида надежен.

Ольга Сергеевна: Здравствуйте, подскажите, нужно ли сейчас делать тесты на антитела и ПЦР перед вакцинацией? Я работаю в общепите и невозможно 100% сказать, был ли контакт с заболевшим или нет.

Елена Власова: Если нет положительного анамнеза, то не требуется. На первоначальных этапах в регионе было принято решение проводить тестирование на иммуноглобулин. Данная группа не выделена в том, что на нее как-то по-другому повлияет вакцинация.

Отмечу, что вакцинация очень важна. Защищаться нужно, и каждый осознанный гражданин рано или поздно придет к этому.

Вероника: Как коронавирус влияет на гормоны? Правда ли, что после заболевания в тяжелой форме может наступить бесплодие, есть такие случаи в регионе?

Екатерина Князькина: Официальной статистики такой нет. Отдаленные последствия мы будем оценивать, когда пройдет хотя бы полгода-год. Женщина должна сначала пройти обследование репродуктивной инфекции. Обратиться к гинекологу, выяснить, был в анамнезе ковид или нет, и доказать, что беременность до коронавируса наступала, а после болезни – уже нет. Пока убедительных данных нет.

Катя: Добрый день. У моего дяди тромб в ноге, он постоянно принимает препараты. Можно ли пациентам с тромбоэмболией привиться от ковида?

Елена Власова: У человека имелся тромб, который не подлежит радикальному лечению, при этом ему назначена постоянная терапия. Насколько процесс компенсирован даже лекарственным путем и другие вопросы следует задавать лечащему врачу после осмотра, исследования.

Людмила В.: Как восстановить обоняние после коронавируса? Оно вернулось, но запахи в измененном виде. Меня это очень пугает.

Елена Власова: Это очень часто происходит. Связано с повреждением нервной системы, в том числе головного мозга. В силу того, что никогда человек так сильно не обращал на это внимание, потому что не была настолько поражена данная система. Человек даже при хроническом отите и фарингите видел, что есть ослабления, но не придавал значения. После ковида люди редко возвращаются к тому, что было. Они предпочитают после болезни ЗОЖ, пересматривают взгляды.

Александра К.: После вирусной пневмонии у меня очень сухая кожа, сильно выпадают волосы. Как можно восстановить организм?

Елена Власова: Здесь нарушен водно-солевой баланс. Если не было стационарного лечения, или пациент не соблюдал питьевой режим, не проветривал помещение, не нагружал себя физически, то восстановиться потом сложнее. Здесь важно правильное питание, режим, не нарушать режим труда и отдыха и держать в норме водно-солевой баланс. Норма потребления от воды – разная. Но в среднем, не менее 1,5 литров свободно принимаемой жидкости вне приемов пищи.

Ольга Леонидовна: После пневмонии у меня учащенный пульс – около 200 может быть. Чувствую постоянно слабость. Препараты от тромбов (апиксабан) и для сосудов (пентоксифиллин) я пропивала.

Елена Володина: Одним из осложнений после ковида служит развитие аритмии. Они бывают разные: учащенное сердцебиение, урежение частоты сердечных сокращений и т.д. Это может появиться и после приема каких-либо лекарств. При такой болезни нужно обращаться к врачу: терапевту или кардиологу, чтобы он определил лечение. Врач назначит лекарства сам.

* из-за того, что многие вопросы были похожи, мы объединили их и задали экспертам в первом блоке.

Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies