Недавно все мы отметили своеобразную дату – год с начала ограничительных мер в связи с пандемией коронавирусу. Он заставил не только всех понервничать, но и пересмотреть свой образ жизни. Уроженка Пензы Анастасия Бренько работает в Штутгарте в налоговом бюро – фирме, оказывающей услуги по заполнению налоговых деклараций для физических и юридических лиц. В Германии выпускница ПГУ живет восемь лет, она рассказала «Пенза-Пресс», как в этой стране проходит локдаун.
«В пандемию жизнь была комфортной»«Перед началом карантина я вернулась с парнем из Таиланда, проработала три дня, и нас отправили на удаленную работу, - рассказывает Настя. - И я не думала, что жизнь может быть настолько комфортной. Я перестала тратить два часа времени на дорогу на работу! Вместо 6.00 я вставала в 7.40, и в 8.00 уже начинала работать. В моей жизни появился ежедневный свежеприготовленный обед, а не разогретая в микроволновке еда из контейнера. Я перестала задерживаться на работе, так как рабочий день заканчивался с нажатием на компьютере кнопки «Выключить».
Я поняла, насколько до этого сильно зависела от чужого расписания: автобусов, электричек, танцев, друзей. У меня появилось свободное время, которое я могла проводить так, как хотела.
В общении с родными ничего не поменялась, так как мы уже много лет общаемся по видеосвязи. Но теперь я могла в любой момент позвонить подругам, зная, что они дома, а не договариваться за пару недель обо всем на свете, как это принято в Германии.
Все мои занятия спортом и повышение квалификации стали онлайн. Я даже сама начала вести танцы онлайн — осуществила свою давнюю мечту.
Свой день рождения в марте прошлого года я отмечала в «Zoom».
Локдаун только укрепил мои отношения с молодым человеком. Мы починили старенькие велосипеды, и после работы катались по всему городу, изучая неизведанные до этого места».
Что касается лечения короновируса в Германии, то все индивидуально. Так, знакомая Насти о том, что болеет «короной», узнала благодаря брату, который заболел раньше нее. Девушка решила сделать тест на всякий случай, и он оказался положительным. Ее отправили на двухнедельный карантин. Симптомы – кашель, насморк, температура - проявились не сразу. Было похоже, что она болеет сложной формой ОРВИ. Никаких лекарств, кроме «Ибупрофена», девушка не получила. Но два раза в день в дневнике должна была отмечать температуру и симптомы, как она себя чувствует. После двух дней хорошего самочувствия девушка позвонила в министерство здравоохранения, там с ней поговорили по телефону и сказали, что через два дня она может выйти на работу.
Как немцы отстаивают свои права
В выходные в Штутгарте состоялась большая демонстрация, на которой была и Бренько. Дело в том, что власти уверяют, что число заболевших растет, и локдаун - вынужденная мера. Вместе с этим правила в стране очень противоречивые. Так, на работе разрешается, к примеру, по пять человек находиться в одной комнате, а собираться с друзьями нельзя.
Опять-таки ведутся дискуссии об обязательной вакцинации, поэтому люди идут на митинги.
«В Германии еще сохраняется строгий масочный режим. Можно носить только медицинские маски, никакой самодеятельности. Все обучение перешло в режим онлайн. Книжные встречи, которые я посещала, тоже стали виртуальными».
С июля по ноябрь 2020 года в стране снизили НДС на товары. Чиновники объяснили, что эти налоги оплачивает обычный потребитель, поэтому надо, чтобы выходило дешевле.
«Сейчас в Германии средняя зарплата при полной занятости в 40 часов в неделю составляет 3994 евро брутто, - объясняет Настя. - Брутто означает, что с зарплаты еще удержится подоходный налог и отчисления на соцстрахование. Например, с такой зарплаты на руках у человека останется всего 2480 евро. Это не так много, как может показаться. В Германии, чем больше доход, тем больше налоги – от 14% до 45%».
Пока в стране закрыты театры, кафе, фитнес-залы. Недавно открылись парикмахерские.
Из нянь - в консультанты
Пензячка переехала жить в Германию в 2013 году. А немецкий язык начала учить в 2009 году просто для галочки. Хотела знать три иностранных языка. Но в итоге в немецкий язык влюбилась.
«Впервые в Германию я попала в 2011 году, когда приехала в Бонн в языковую школу на три недели с ребятами от кафедры переводчиков. В Германии мне очень понравилось. Мы жили в общежитии со студентами со всего мира. И я тогда поняла, что можно просто взять и переехать жить в другую страну, и для этого не обязательно быть дочерью депутата. Мне захотелось больше узнать о жизни в Германии, но уже надо было возвращаться домой».
Девушка вернулась в Россию, но ненадолго. Через год она объявила родителям, что мечтает выучить немецкий язык, и желательно сделать это в Германии. При этом ей не хотелось финансово обременять родных. Поэтому очень кстати она нашла работу няней в немецкой семье в пригороде Штутгарта. Семья полностью содержала девушку и оплачивала языковые курсы.
«В Германии есть программа для профориентации, когда можно год пробовать себя в социальной профессии. За такую работу платят минимальную зарплату и иногда предоставляют общежитие. Пока я работала, выучила немецкий язык и нашла фирму, которая оплатила мне учебу на бакалавриате. Учиться было сложно, но у меня все получилось. А с 2018 года я работаю ассистентом по налогам».
С марта по июнь 2020 девушка работала дома. Забот у нее стало больше, так как весомую материальную помощь предприятия могли получить только через налоговых консультантов. В том числе и с помощью Насти.
«Год назад фирмы могли подать заявку на перекрытие текущих расходов – единовременную выплату до 15 тысяч евро. До ноября государство оказывало финансовую поддержку исходя из разницы по доходам по сравнению с предыдущим годом. Также, например, за ноябрь-декабрь можно было получить «срочную помощь» в размере 75% от оборота за ноябрь и декабрь 2019 года, но только для тех предприятий, кто был вынужден закрыться в локдаун.
Вообще в 2020 году произошло много налоговых изменений. Так, увеличили пособие на детей. Некоторых сотрудников перевели на «укороченную зарплату», им можно было перейти либо на неполную занятость или вообще не работать. В таком случае, работодатель выплачивал 60-70% от зарплаты, а эти деньги ему возвращало государство».
«От себя не уехать»
На вопрос, в какой стране лучше жить – в Германии или в России, Настя отвечает следующее:
«Когда я только переехала жить в Германию, переживала несколько стадий.
Первая стадия - дикий восторг, когда ты только приезжаешь, и тебе все нравится. Она длилась 6-9 месяцев. Потом наступает следующая фаза, когда тебя смущают какие-то вещи, и ты не понимаешь, как так вообще можно жить, почему немцы именно такие, и кажется, что в России все классно. А потом у меня началась фаза, когда я поняла, что вот это хорошо в России, а вот это хорошо в Германии, и что конкретно важно для меня: работа, хорошие условия труда, хорошая зарплата, социальная защищенность. Я поняла, насколько здесь честные отношения с работодателем и что никто не имеет права на тебе ездить лишний раз. Если ты на что-то имеешь право, то ты это получаешь. Я всегда мечтала свободно разговаривать и работать на немецком языке. И вот у меня все получилось.
Я понимаю все плюсы Германии, и все минусы Германии. Также я понимаю все плюсы и минусы жизни в России. Я никогда не говорила, что в Германии лучше, но здесь я себе нравлюсь больше. Если сравнить, как я жила в России, и какие у меня были ценности и мировоззрение на тот момент, то я могу сказать, что переезд в Германию их очень сильно поменял и расширил. Я абсолютно по-другому начала относиться к жизни, людям. Сейчас я себя чувствую лучше, это не связано со страной или с политикой, это просто мое развитие. От себя нельзя уехать. Когда ты в чужой стране один, начинаешь себя больше ценить. И я там, где я хочу быть. Я не могу сейчас все бросить, опять переехать в Россию и начать свою жизнь с нуля».
Алина Кулькова