Почти два года пожилые участники проекта «Дети войны» общаются с помощью аудиочата. В нем они слушают лекции психолога и геронтолога, проводят творческие встречи, экскурсии и даже устраивают концерты. О том, как цифровой сервис помогает объединяться пенсионерам из Пензенской области, корреспонденту информагентства Светлане Хромовой рассказала координатор проекта Ольга Лещенко, а его пользователи поделились эмоциями от регулярных онлайн-встреч.
Кто такие дети войны и как появился проект
Дети войны - это люди, которым на момент окончания Великой Отечественной войны не было 18 лет. Они встретили войну в разное время: кто-то – совсем крохой, кто-то – в юности. Сейчас это пенсионеры старше 75 лет. Некоторые из них уже мало передвигаются по состоянию здоровья, но им по-прежнему хочется быть активными и полезными обществу. По словам Ольги Лещенко, проект запустили в 2013 году.
«В России статус детей войны не определен. Есть несколько регионов, которые предусматривают какие-то льготы для данной категории граждан. В Пензенской области же этого нет. Поэтому проект и появился. Его цель – это активное долголетие, возможность людям старшего возраста, особенно 80+, жить активной полной жизнью и как-то себя реализовывать. В нашем проекте они занимаются патриотическим воспитанием молодежи, волонтерством, творчеством и многим другим, участвуют в экологических акциях», - рассказала Ольга Игоревна.
Стать участниками проекта «Дети войны» могут люди и моложе 75 лет, их привлекают к волонтерской деятельности. Они помогают маломобильным людям в бытовых вопросах, посещают их в больницах или сопровождают в общественных местах, просто общаются.
Сейчас в проекте насчитывается порядка 1300 участников. Около 800 - это пенсионеры из Пензы, остальные – из районов области. До пандемии участники регулярно встречались, общались. Такие встречи проходили под названием «Истории за чашкой чая». Как отметила одна из участниц проекта Лариса Викторовна, в его рамках пенсионеры обменивались мнениями, историями из детства и взрослой жизни.
«Также у нас было много мероприятий с выездом в районы. В 2015 году была придумана народная медаль «Дети войны», которую мы вручали участникам проекта, в первую очередь, тем, кто в годы войны был в концлагерях, блокадном Ленинграде, на временно оккупированной территории, работал наравне со взрослыми. Кроме того, было очень здорово радовать участников Великой Отечественной войны мягкими пледами, которые связали наши мастерицы. Акция проходила под названием «Тепло в подарок». Мне тоже подарили такой плед», - поделилась она.
(На создание такого пледа у рукодельниц уходит не менее месяца)
В проект Лариса Викторовна пришла в 2014 году. Ранее в ее жизни случилась трагедия. Однако женщина не отчаялась и по совету знакомой обратилась к Ольге Лещенко, чтобы присоединиться к «Детям войны». Помимо непосредственного участия в акциях, пенсионерка является их организатором: пишет сценарии и готовит концертные номера. А еще она стала единственным пожилым добровольцем от Пензенской области на фестивале активистов в Сочи в 2019 году.
«Мы намеревались начать дежурства в госпитале у больных, которые нуждаются в уходе. Но пандемия помешала планам», - рассказала Лариса Викторовна.
Как технологии помогли проекту во время пандемии
Когда началась пандемия, в Пензенской области ввели режим самоизоляции, особенно она была показана пенсионерам, которые оказались в повышенной зоне риска из-за коронавируса. Очные встречи участников проекта прекратились.
В это время многие учебные учреждения и компании стали переходить на дистанционные формы работы. Как пояснила Ольга Лещенко, для пожилых людей, особенно 80+, освоить компьютер - это практически непосильная задача. Чтобы поддержать их, организаторы прибегли к более привычной для старшего поколения технологии – аналогу селекторной связи. Это телефонные конференции, которые выглядят, как Clubhouse (соцсеть, основанная на голосовом общении), только без интернета.
«Спасибо большое компании «Ростелеком», которая сохранила такой телефонный сервис, как «Аудиоконференции». Он работает следующим образом: имеется общий телефон, на который звонят участники и вводят четырехзначный код. В конференции есть основной лидер, который может включать и выключать им микрофоны. Чтобы предоставить человеку слово, нужно заранее договориться и уточнить, с какого номера он будет подключаться к конференции. Многие уже научены, и мы знаем, кто подключается. Если человек впервые присоединяется, после конференции звоним на номер, который высветился, просим представиться», - объяснила Ольга Игоревна.
Она добавила, что поначалу даже с тем, чтобы набрать номер и код, у пожилых людей были проблемы. Это было связано с моделью гаджета и плохой связью. После обучения с техническими проблемами научились справляться. Это касается Пензенской области. В других 15 регионах, где живут участники подобных проектов, вышли из положения по-другому: пенсионеров приглашают в одно здание (офис) и подключают с одного телефона, который находится на громкой связи.
«Аудиоконференции мы открыли в апреле 2020 года. Если кто-то из участников заболевал и попадал в больницу, то они подключались и оттуда. Они потом говорили, что для них это было как глоток свежего воздуха. Представляете, человек лежит в больнице, и он понимает, что 100 человек сейчас его слышат и желают здоровья», - поделилась Ольга Игоревна.
Такая онлайн-комната вмещает около 200 человек, в среднем ее посещают 100 и более. Для пенсионеров еженедельно проводят лекции психолог и геронтолог. Первый спикер ведет занятия по позитивной психологии долголетия, второй – рассказывает о проблемах старения и о том, как в таком возрасте можно жить полной жизнью. Также к участию приглашают представителей библиотеки им. Лермонтова, сотрудников музеев из районов, чтобы разнообразить программу. Специалисты рассказывают пенсионерам об известных земляках, проводят аудиоэкскурсии. Практически каждый раз пожилым людям напоминают об угрозе мошенников.
«У нас не уменьшалось количество подключений даже в летние периоды, когда большинство людей уезжает на дачи. Есть те, кто переехал к родственникам в другие регионы, но они продолжают присоединяться к конференциям. Это хорошая возможность именно для людей старшего возраста, которые не пользуются современной техникой. Мы дополняем телефонные конференции такой дистанционной формой, как работа через прессу. Одна из газет публикует задания психолога, а участники их выполняют. Во время конференций они озвучивают то, что у них получилось», - сказала Ольга Лещенко, отметив, что связь для пенсионеров бесплатна, для оплаты привлекают спонсоров и гранты.
В аудиочате сложилась добрая традиция – поздравление именинников и юбиляров через песни и стихи. Также они готовят концерты, посвященные важным датам. Например, 27 декабря такое мероприятие посвятят Новому году и Рождеству. К нему подготовили концертную программу из 17 номеров. Организатором выступила участница проекта Нина Александровна, которой в этом году исполнилось 85 лет.
«Я в проекте почти пять лет и сейчас уже не мыслю без него своей жизни. Я в нем фактически живу. С нами занимаются, читают лекции, дают задания, рассказывают, как справляться с проблемами, болезнями. До пандемии мы часто ездили на экскурсии, в города и районы, где показывали номера художественной самодеятельности. Именно их организацией я занимаюсь и сейчас. У нас есть костяк из 12 человек, мы готовим ко всем праздникам творческие номера. До пандемии в программе были танцы, сейчас – песни, стихи, рассказы и забавные истории», - поделилась пензячка.
Репетировать выступающим приходится также по телефону: Нина Александровна обзванивает артистов и слушает их номера. Во время праздничной аудиоконференции она объявляет выступающих. На случай форс-мажора перед собой она всегда держит сценарий. Однажды одна из участниц не смогла подключиться, и ее номер исполнила сама Нина Александровна.
«До пандемии мы ходили на репетиции в библиотеку им. Лермонтова, центр «Юность». Когда все закрыли, мы сначала репетировали на берегу Суры, в квартирах друг у друга, а однажды - и вовсе в банке (смеется). С введением QR-кодов мы вновь возобновили репетиции в библиотеке. […] Когда у нас не было аудиочата, это в первый месяц после начала пандемии, было так грустно. Но технологии нас выручили», - считает пенсионерка.
Участники проекта отмечают, что подобные встречи для них очень важны. Благодаря аудиочату пожилые люди не чувствуют себя одинокими, имеют возможность получить консультации специалистов, разнообразить свой досуг и стать частичкой одной большой онлайн-семьи.
Автор - Светлана Хромова