03.11.2020

В составе системы персонажей входят все типы и разновидности в виде главных, второстепенных героев, эпизодических и внесценических. Данный материал из области литературной теории принесёт пользу писателям, которые только начинают свой путь, а также абитуриентам и студентам литературных и филологических факультетов.

Система персонажей - это взаимоотношения и связи между ними не только по сюжету, но и через характеры. Чтобы персонажи сложились в систему требуется не менее двух героев, либо «раздвоение» главного героя, как Семён Семёнович в очках и без них в одном из произведений Д. Хармса. В эпоху становления литературы только сюжет определял количество персонажей и их поведение с движением от завязки к развязке.

Структура системы персонажей основана на элементах — героях произведения, которые вступают во взаимодействие друг с другом. По мнению литературоведа Б. Томашевского, первостепенную роль играет текст, где выделяются группы персонажей. По мере укрупнения литературной формы, количество персонажей, чаще всего в эпизодах и на вторых ролях, возрастает. Один главный герой в произведении нынче расценивается как экзотика. Достаточно вспомнить небезызвестную «Войну и мир» Л. Толстого. Персонажи тесно взаимодействуют друг с другом, тем самым воссоздавая события и проясняя атмосферу непростого времени.

Система персонажей в литературе

Протагонист

Основной герой (иными словами, протагонист) — ведущее, центральное лицо произведения, который неустанно борется за справедливость, доносит идею и направляет сюжетную линию.

Антигерой

Отрицательный главный герой тоже может быть центром повествования, но с обратной стороны, и не вызывает положительных ассоциаций.

Антагонист

Полной противоположностью протагонисту является антагонист — соперник, всячески сопротивляющийся главному герою. Более того, зачастую, злодей.

Персонажи 2-го плана

Персонажи, которые играют второстепенную роль в отношении центрального персонажа, не лидеры. Бывают сложно отличимыми от главного героя. Яркий пример — доктор Ватсон. Не менее важный, чем Шерлока Холмс, чей характер он раскрывает и дополняет.

Персонажи в эпизодах

Участники эпизодов произведении, играющие роль необходимой массовки для его продвижения. Выдают реплики, совершают яркие поступки, но эпизодически или однократно.

Внесценические

Персонажи, которые встречаются в тексте произведения, но в действии не участвуют. О них могут говорит остальные персонажи, но на сцене их не было и нет.

Сквозные

Персонажи, которые могут проходить сквозь произведения в прозе или поэзии, не предназначенные для центрального положения.

Как связаны между собой характеры

Сюжетная взаимосвязь героев может быть непростой и запутанной. Следует опять вспомнить «Войну и мир» Л.Н. Толстого, где более 600 действующих лиц. Если пойти дальше, то уместным будет пример «Человеческой комедии» Бальзака, где героев уже свыше 2 тысяч. Определяющую роль играют сюжет и характер, и последний более важен в литературе происхождения из стран Европы. Центральная роль в повествовании отводится главным героям, раскрывающим авторский замысел. Имеет место авторская иерархия характеров, где сюжету отводится второстепенная роль. Но от этого творческая концепция не теряет замысла, а раскрывается.

Виды взаимосвязей персонажей

Независимо от цели, персонажам полагается действовать. Здесь уместно выделить определённые группы. Действующие лица, по мнению Б.В. Томашевского в рамках «Поэтики» группируются. Наиболее простой классификацией является система действующих лиц с друзьями и недругами, включая второстепенных участников. Если произведение сложное, можно выделить несколько групп с разными взаимоотношениями. Таким образом, персонажи делятся по категориям, согласно тому, как они связаны с главным героям, и как развивают сюжет.

Отношения между персонажами второстепенного плана могут быть нейтральными и даже не пересекаться. Яркое подтверждение — многочисленные герои «Мёртвых душ», рассказов А.П. Чехова, которые фактически не присутствуют в повествовании, но отчётливо подразумеваются.

Противостояние персонажей

Наиболее популярным типом взаимодействия героев, по мнению Томашевского является противостояние, в котором могут участвовать друзья, враги первостепенного персонажа. Например, добро и зло в произведениях любых лет.

В романтическом произведении главный герой часто вступает в противостояние с миром. Онегин, Печорин, Раскольников и т.д. Кроме того, возможен конфликт такого героя практически со всеми, которые встречаются в произведении.

Управление набором персонажей

Постмодернист Джон Фаулз написал в 1969 году в одном из своих произведений о том, что начинающий писатель может воочию наблюдать, как персонажи, выходящие из-под его пера, обретают самостоятельность.

Реклама
Рекламодатель: blog.selfpub.ru

Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies