Редактор ИА «Пенза-Пресс» Александр Поляков – о том, как изменилась Пензенская область за 17 лет губернаторства Василия Бочкарева, и почему «эпоха Бочкарева» не ушла.
О Василии Бочкареве будут спорить долго. Хотя бы потому, что он, как и любая заметная личность в истории, не был одномерным. Все попытки оценить его в черно-белых категориях «хорошо» или «плохо» – заведомо провальные. Одни скажут, что он был очень жестким руководителем, выстраивавшим свою вертикаль власти, и что ни один мало-мальски значимый процесс в регионе не проходил без его ведома. Другие зададутся вопросом: возможно ли было иначе?
На выборах12 апреля 1998 года за Василия Бочкарева отдали голоса 59,53% избирателей. Шедший за ним коммунист Юрий Лыжин не набрал даже 16% голосов. Оглушительная победа Бочкарева в регионе, входившем в 90-е в так называемый «красный пояс», только на первый взгляд была неожиданной.
К этому времени экономика Пензенской области находилась в глубоком упадке. Катастрофические изменения произошли в сельском хозяйстве. С 1992 по 1998 года производство зерна сократилось с 1 млн 986 тыс. тонн до 715 тыс. тонн. Поголовье крупного рогатого скота сократилось на 402,5 тыс. голов. Производство мяса за семь лет – с 1991 по 1998 годы – упало с 143,2 тыс. тонн до 87,8 тыс. тонн. Переход к рыночным отношениям ударил и по промышленности региона. Только за три года – с 1992 по 1995-й – общий объем производства промышленной продукции снизился почти на 50%.
Правительство Анатолия Ковлягина никак не могло переломить ситуацию. И представителям политической элиты региона, и простым пензенцам было понятно, что области нужен был лидер: жесткий и волевой. И чем ближе были выборы, тем чаще надежды на перемены связывались с именем Василия Бочкарева.
Его политическая карьера началась в 1987 году с назначения председателем Железнодорожного райисполкома, а уже в 1990-м Василия Бочкарева избрали депутатом Верховного Совета РСФСР. В 1993 году он баллотировался на пост губернатора, но снял тогда свою кандидатуру, поддержав Анатолия Ковлягина, которому потом будет жестко оппонировать.
Вплоть до 1998 года Василий Бочкарев занимал пост главы администрации Железнодорожного района Пензы, и на этой, казалось бы, неяркой должности сумел добиться впечатляющих результатов. Приведем один яркий пример, который обсуждался в прессе: жившие в Железнодорожном районе пензенцы получали пенсии и детские пособия без задержек. Для сравнения, задолженность по выплате одних только детских пособий в Пензенской области, по некоторым оценкам, составляла накануне выборов 123 миллиарда рублей (по старым ценам). «Если смог в районе, сможет и во всем регионе», – очевидно, так рассуждали 59,5% избирателей, отдавших тогда свои голоса за Бочкарева.
«Главная задача наша - произвести сельхозпродукцию, переработать эту продукцию и поставить на свой рынок, и может быть, за пределы Пензенской области», – эти слова Василий Бочкарев сказал радио «Свобода» в интервью сразу после избрания его главой администрации Пензенской области (со 2 июня название должности изменится на «губернатор»). Решение экономических проблем стало важнейшей задачей нового главы региона. «Область по территории, как Дания. А проблем, согласитесь, больше, чем в Дании», – отметил Бочкарев в том же 1998 году в интервью журналу «Губерния».
Чтобы в полной мере представить, как изменилась экономика региона за годы работы Бочкарева, не хватит одной статьи. Позволим себе привести лишь некоторые, наиболее показательные цифры. Объем валового регионального продукта с 1998 по 2014 годы увеличился более чем в 28 раз – с 10,5 млрд рублей до 296,6 миллиардов. Среднемесячная заработная плата за этот же период выросла на 3648% - до 22,4 тыс. рублей.
За годы работы Василия Бочкарева в экономику региона были привлечены миллиардные инвестиции. Для сравнения, в 2002 году эта сумма составила более 7 млрд рублей, а в 2014-м, вместе с социальной сферой, инвестиции в основной капитал оценивались уже в размере 83,7 млрд рублей.
Из региона с разрушенным сельским хозяйством Пензенская область вышла на позиции лидера в ПФО. В 2014 году регион занял первое место в округе по урожайности зерновых и зернобобовых (объем валового сбора составил 1,26 млн тонн), по производству мяса и субпродуктов (63,9 тыс. тонн), по приросту надоя молока.
Индекс промышленного производства в регионе в последние годы уже традиционно превышает показатели по ПФО. В 2012-м он составил более 114,3% при среднероссийском показателе 102,6%. В 2014-м – 107,4% при среднероссийском 101,7%.
В регионе, где в конце 90-х разваливались крупные предприятия, стали возможны крупные инвестпроекты: ООО «Русмолко», ГК «Черкизово», ООО «Азия Цемент» и другие. При этом сам Василий Бочкарев всегда подчеркивал, что выступает, прежде всего, за развитие малого предпринимательства.
«Если мы потеряли часть государственных предприятий, то в противовес им появились сотни компаний среднего бизнеса, не говоря уже о малом», – говорил он в одном из интервью в ноябре 2014 года.
Инвестиции в экономику без развития необходимой социальной инфраструктуры – деньги на ветер, и губернатор это понимал. С середины 90-х по сегодняшний день существенно вырос жилищный фонд региона: по данным Пензастата, – с 28,8 млн кв. метров в 1995-м до 36,8 млн кв. метров в 2015 году.
Открывались новые больницы и крупные федеральные объекты здравоохранения, такие как федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, ФОКи, концертные залы. Строительство ККЗ и новой филармонии, реставрация музея-заповедника «Тарханы», восстановление других значимых культурных объектов – все это делалось с одной целью – чтобы Пенза из глубоко провинциального города, который многие путают с Пермью, стала одним из центров Поволжья, где комфортно жить.
Можно долго спорить, в какой мере это удалось сделать, ведь даже после масштабной реконструкции в преддверии 350-летия проблемы с дорогами дают о себе знать. Можно спорить и о том, оправдано ли было строительство именно тех объектов, о которых сказано выше, – действительно ли они были нужны региону так остро, как о том говорилось. Но в итоге дело было сделано – город и регион изменились.
В одной из газетных статей о губернаторе Пензенской области (кстати, весьма критической направленности), вышедшей в 2000 году, был характерный заголовок: «Правильный нескучный Бочкарев». К Бочкареву можно относительно по-разному, но он действительно был нескучным. Как отметил на церемонии прощания с ним губернатор Самарской области Николай Меркушкин, Бочкарев всегда стремился быть первым, быть на виду, в первую очередь для того, чтобы «звучала» Пензенская область. И она зазвучала.
11 октября 2005 года, впервые за сто лет, Пензу посетил глава государства. Регион он посетит еще трижды: в январе 2008-го и октябре 2014-го – в статусе президента, в апреле 2011-го – как председатель правительства. Иностранные делегации – частые гости в Пензенской области, в связи с обсуждением инвестиционных проектов, большинство из которых начали реализовываться именно при Бочкареве. И, хочется надеяться, будут продолжены, как и другие его проекты, которые реализовать не хватило времени.
После его смерти 22 июня большинство СМИ написали: «ушла эпоха» - и это, пожалуй, единственное, с чем согласились и сторонники Бочкарева, и его противники. Но, знаете, есть ощущение, что ушел только человек, а эпоха, если подразумевать под ней не время, а то материальное, что она оставила и без чего она невозможна, - так вот: в этом смысле эпоха Бочкарева продолжается и не закончится еще очень долго.