16.08.23
Эксклюзив
Поделиться

Почему на пензенских дорогах растет число камер и законны ли треноги? Интервью

16.08.23
Поделиться
В чатах и группах пензенских автомобилистов треть постов посвящена местам установки камер, которые фиксируют нарушения Правил дорожного движения, а также сообщениям о том, где размещены передвижные комплексы – так называемые треноги. Реакция автомобилистов на такие средства контроля разная, и вопросов по их работе у жителей немало.

Мы проанализировали наиболее часто встречающиеся вопросы и переадресовали их директору государственного бюджетного учреждения «Безопасный регион» Алексею Тархову. Именно это учреждение можно назвать интеллектуальным центром, который контролирует размещение комплексов фото- и видеофиксации, следит за эффективностью работы всей системы на основе рекомендаций ГИБДД и Минтранса РФ.


«Мы себе карман не набиваем»

– Добрый день, Алексей Владимирович, в регионе, судя по сообщениям автолюбителей в соцсетях, существенно выросло количество камер фиксации нарушений Правил дорожного движения (ПДД). Подскажите, действительно ли за последние годы их число увеличилось? Если да, то с чем это связано?

– Если апеллировать цифрами, то в настоящее время в Пензенской области действуют 222 комплекса автоматической фиксации. Это на 17% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, когда работало 190 комплексов. Для сравнения, в 2021 году их было 160, а в 2016-м – 59. То есть, как видите, цифра растет год от года. И думаю, что она будет увеличиваться и дальше. Из тех комплексов, что действуют сейчас, основная часть – 187 – стационарные, 28 – передвижные.

Большая часть нацелена на фиксацию превышения скорости как самого распространенного нарушения – 197 камер. Далее идут выезд на полосу встречного движения – 26, за стоп-линию – 16, проезд на запрещающий сигнал светофора – 17. По остальным нарушениям пока комплексов меньше. Всего камеры нацелены на регистрацию девяти видов нарушений.


Нужно пояснить, что комплексы могут быть нацелены как на регистрацию одного вида нарушений, так и нескольких. Все они выставляются не по спонтанному принципу, а на основе рекомендаций ГИБДД и выявленных очагов аварийности.

– Увеличивается ли при этом количество фиксируемых нарушений или, наоборот, это дисциплинирует водителей? Улучшается ли в целом дорожная ситуация? Сколько это принесло денег в бюджет?

– Да, количество фиксируемых нарушений растет. За семь месяцев этого года зафиксировали 1,3 млн фактов. Это на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Конечно, есть водители, которые недовольны тем, что, по их словам, Пенза и дороги области «увешаны камерами». Но нужно понимать, что наша основная цель – дисциплинировать автолюбителей, чтобы они не нарушали Правила дорожного движения, не провоцировали аварии и не становились их участниками. Если не хочешь, чтобы тебе пришел штраф, просто не нарушай.

Посмотрите паблики автолюбителей в соцсетях: размещают видео, на котором машины мчатся в Пензе со скоростью 105-200 километров в час, вылетают на «красный», поворачивают из правого ряда налево… Зачем люди это делают? В правилах есть четкие указания для водителей, пешеходов, велосипедистов. Но далеко не все их соблюдают. Каждый день происходят аварии, гибнут люди. Как с этим бороться? Я считаю, что у нас человека можно заставить следовать правилам только рублем.



Но вот что хочу отметить. Я слежу за всеми водительскими пабликами и вижу такую тенденцию: все больше людей положительно относится к камерам на дорогах. Хотя раньше 90% было тех, кто ругал, говорил: «Наставили комплексов, набивают себе карманы». Хочу сказать, что мы себе в ГБУ ничего не набиваем. Все средства от уплаты штрафов идут в дорожный фонд. Большей частью деньги оттуда направляются на установку освещения, ограждений, светофоров и так далее. Только за семь месяцев этого года штрафами в фонд поступил 451 млн рублей.

Если сейчас паблики смотреть, то уже около 50% пользователей выступают за то, чтобы в Пензе и области было больше камер, народ так и пишет тем, кто жалуется: «Не нарушай, и тебе штраф не придет».


Очаги аварийности

– На каких улицах в Пензе размещают камеры, по какому принципу? Где их устанавливают в районах? Какие нарушения чаще всего фиксируются в областном центре и на дорогах региона, федеральных трассах?

– Есть так называемые очаги – места концентрации ДТП и предочаги – предварительные места концентрации дорожно-транспортных происшествий. К местам концентрации ДТП относятся участки протяженностью в один километр вне населенного пункта, 200 метров – в населенном пункте, или пересечение дорог, где за последний год произошло три и более аварии одного вида или пять и более ДТП разных видов. И в этих происшествиях есть раненые или погибшие. На этих участках размещаются комплексы автоматической фиксации нарушений.

Сейчас в Пензе и области имеются 31 очаг аварийности и 92 предочага.

В Пензе чаще всего фиксируют такие нарушения, как превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора, непристегнутый ремень безопасности. В районах – несоблюдение скоростного режима и выезд на встречку.

– Почему на дорогах стало так много треног, которые выставляются из машин? Законна ли работа таких операторов?

– С января мы наблюдаем существенный рост числа ДТП в Пензенской области. Он в основном отмечается на федеральных дорогах, идущих по территории региона. Дело в том, что из-за перестройки логистических потоков и изменения маршрутной сети на этих участках существенно вырос трафик – через нас едут на Урал и обратно, здесь же проезжают машины из Средней Азии.

Зафиксировав рост числа аварий, руководство ГИБДД обратилось к губернатору Олегу Владимировичу Мельниченко. В итоге была разработана система профилактических мер, в том числе глава региона принял решение о выделении средств на закупку дополнительных передвижных комплексов автоматической фиксации нарушений. Их у нас было 16, ГИБДД просила 32.

Оборудование мы докупили и заключили контракты с операторами на его аренду. Это как раз те машины, которые стоят на дорогах с треногами и камерами. Они действуют легально.

На данный момент все места аварийности закрыты с помощью передвижных комплексов. На каждый месяц составляется график, который подписывает начальник управления ГИБДД Пензенской области и я, в этом списке указаны места аварийности и, соответственно, участки размещения комплексов.

Плюс «передвижек» в том, что их можно поставить оперативно. Стационарные комплексы так быстро не сделаешь, на их монтаж со всеми согласованиями уходит не менее трех месяцев.

Кроме треног, можно еще увидеть «полосатые ящики», это тоже разрешенные передвижные комплексы. С них каждый день снимают показания.


– В Сети есть немало сообщений, авторы которых хвастаются порчей камер: их сбивают, кидают в них камни. Они считают, что так наказывают тех, кто пытается заработать, фотографируя нарушения. Действительно ли фиксируются такие факты? Если да, то как часто? Направляются ли заявления в полицию?

– Вопрос про вандализм для нас тяжелый. Вы понимаете: из бюджета вкладываются средства на безопасность дорожного движения, каждый комплекс стоит немалых средств. А их бездумно портят. Действительно, многие считают, что «передвижники» занимаются исключительно коммерцией: сам купил камеру, поставил и зарабатывает деньги. Но на самом деле эти комплексы наши, мы просто отдаем их в аренду специализированным организациям, потому что это выгоднее содержания дополнительного штата и покупки спецавтомобилей.

Это не коммерсанты, это люди, которые выполняют государственное задание в рамках контракта. Вся необходимая документация у них есть на руках.

Да, некоторым водителям такие комплексы не нравятся. Подходят к операторам, спрашивают: «Почему ты здесь стоишь? Не можешь другую работу найти?». Начинаются словесные и физические угрозы. Были случаи, когда стреляли, кидали камни – один из них разбил стекло, и осколок попал оператору в глаз. Наложили пять швов. Чудо, что не потерял глаз. Бывает, что короба с камерами спиливают. Всего за год мы зафиксировали 13 случаев порчи такого имущества!

По всем фактам пишутся заявления в полицию, все причастные к случившемуся будут найдены. Тем, кто это делает, стоит задать себе вопрос: а так уж необходимо было портить камеру, чтобы потом иметь проблемы с законом, пятно на репутации? Может быть, стоило просто не нарушать Правила дорожного движения?

Каждый автолюбитель может подойти к оператору и попросить у него разрешительную документацию. Корректно, без грубости. Если считаете, что он что-то нарушает, сообщите нам об этом по номеру 20-93-94, также можно позвонить в ГИБДД.


Фото «раскрасят»

– Сейчас уведомления владельцам транспортных средств, которые нарушили ПДД, направляют как заказным письмом, так и через «Госуслуги». От чего зависит, как автовладелец получит сообщение о штрафе?

– У ГИБДД есть закрытая система «Паутина», где в режиме онлайн можно наблюдать, какие комплексы и где в данный момент работают, на фиксацию каких нарушений настроены. Вся информация о зарегистрированных нарушениях уходит в Госавтоинспекцию. У сторонних людей нет никакой возможности повлиять на них.

С прошлого года в рамках изменений федерального законодательства уведомления о штрафах можно отправлять как почтой, так и через «Госуслуги». Когда человек зарегистрирован на сайте государственных услуг, он ставит галочку в настройках на получение государственной почты. За семь месяцев этого года в бумажном виде отправлено 558 тыс. писем, в электронном – 370 тысяч.

Если смотреть показатели в динамике, то в регионе растет именно число отправленных электронных уведомлений: по итогам 2021 года их было 13%, за семь месяцев 2023-го – 40%. Это более выгодно и для бюджета, и для самого автовладельца, потому что, если он не согласен с решением Госавтоинспекции и желает обжаловать его, может сразу направить соответствующее электронное письмо. Если уведомление пришло в бумажном виде, то информацию об обжаловании можно направить только бумажным письмом.

По количеству отправляемых электронных уведомлений наш регион – в числе лидеров в ПФО.

По каким причинам обжалуют? Бывают случаи ремонта дорог, дорожно-транспортных происшествий, когда водитель вынужден выехать на встречку, должен был завершить движение и так далее. Случаев, когда встречаются машины с одинаковыми государственными знаками и маркой, не так много. В системе «Паутина» есть возможность проверки таких дублей.


– Какие нововведения планируются в работе этой системы? Действительно ли скоро уведомления будут приходить не в черно-белом, а в цветном виде?

– Мы планируем расширять систему комплексов, в частности, устанавливать их в райцентрах, которые сами просят об этом. Например, к нам обращались Тамала, Сосновоборск, Городище.

Сейчас, согласно решению губернатора, мы ведем модернизацию 26 комплексов, уже в сентябре фотографии нарушений ПДД будут направляться в цветном виде. Плюс будет закупка нового оборудования. В итоге планируется около 80 «цветных» комплексов. По мере замены камер уйдем от черно-белых изображений, чтобы исключить возможность каких-то спорных моментов.

Также идет настройка камер на регистрацию новых видов нарушений. Например, автомобилей без страховки. Статистика ГИБДД говорит, что ее нет у 20-30% транспортных средств. Фиксация таких нарушений разрешена уже два года. В настоящее время для этого требуется объединение баз ГИБДД и Российского союза автостраховщков. Пилотный проект пока реализуется в Москве. То же самое касается парковок для инвалидов. Для обнаружения нарушителей нужна база Фонда социального страхования.

Также планируется фиксировать движение без ближнего света фар, разговор по телефону. Комплексы для этого уже готовы.

Елена Юсупова


Читайте также из рубрики Эксклюзив:
Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies