«Я, хоть и училась на журналиста, не думала, что буду когда-то работать на телевидении. Оно тогда, в 90-е годы, казалось недостижимой вершиной, такой цирк в огнях, а телевизионщики — высшая каста, небожители. Кстати, наше отделение на литфаке было самым первым, его тогда экспериментально запустили.
Нас водили посмотреть на то, как делается телевидение. Настоящим тогда считалось ГТРК, а «11 канал» и «Экспресс» — дерзкие выскочки, которых снесет с поля истории. На ГТРК мы участвовали в ток-шоу: сидели и хлопали. Причем однажды была какая-то викторина, где я выиграла пачку чая и цветы, потом стояла на остановке у ипподрома с этими призами и думала, что я как-то краем прикоснулась к телевидению.
Я на журналистику почему пошла? Потому что мама сказала, что мне там будет легко учиться. Я не хотела на литфак: скучно, все читают «Войну и мир», ходят одни девчонки унылые. Не хочу свою юность так тратить. Я легко сдала вступительные экзамены и расслабилась.
В 1996 году моя институтская подруга Наташа Стеценко, которая, кстати, тоже «Экспрессу» отдала много лет, предложила как-то начать развиваться, куда-то дальше идти. Вообще, на самом деле, мы хотели денег. До этого работали официантками, в лагере пытались воспитывать детей, что мне очень не понравилось — педагогическая карьера точно не для меня. И тут вдруг Наташа говорит: «Смотри, объявление — на телеканал «Экспресс» ищут журналистов, ведущих и моделей». Тогда, если человек заказывал рекламу, ей занимались агентства, которые предлагали под ключ сценарий, исполнение и, соответственно, модель. То есть телеканал «Экспресс» искал себе таких вот девушек в штат.
Нам по 18 лет. Конечно, мы не думали, что будем ведущими, но на кастинг решились. Там требовалось записать презентационный ролик. В то время что-либо записать было той еще задачей. Надо найти людей, у которых есть видеокамера. Надо с ними подружиться. Найти какую-то локацию. Мы поехали к друзьям Наташиной сестры, там был какой-то праздник, ломились дети к нам в дверь, но все-таки записали.
Ролик вышел дурацкий, но, по крайней мере, нам было весело. Мы представляли себя журналистками Машей и Дашей, которых выгнали с прошлого места работы за профнепригодность. Я это говорила, да, в эфир. И там что-то про любовь, про психологию. У нас были прям вопросы под интервью и даже какой-то сценарий.
Декабрь 1996 года. Мы с огромной кассетой, на которой этот шизофренический посыл у нас записан, идем на телевидение. Я беру у мамы шубу для представительности. Я иду первая, потому что Стеценко мама шубу не дала. Мы спускаемся в подвал ЗАГСа, с торца здания. Сидит Миша Шахов, рекламный агент, смотрит на меня и спрашивает: «Вы модель?». У меня выросла сразу самооценка! Я говорю: «Нет». А думаю: «Не зря шубу надела!». Оставили эту кассету, нам сказали стандартную фразу: «Мы вам позвоним». И никто, конечно же, не звонил. И все как-то забылось.
Проходит 1996-й, наступает 1997 год, мы сдаем сессию, поступаем на второй курс. И летом нам звонят: «Приходите. Обе». Нас сразу взяли в штат.
Спускаемся в тот же подвал: стоят столы с телефонами, сидит рекламная служба. Вторая комната, коридорчик, где сидят монтажеры. Дальше – большая комната, где люди обедают, стоит холодильник. Дальше – стена какая-то из кирпича, отгороженная часть, типа студия. Стоят выгородки, камеры, которых было две (с ними же ездили на съемки, потом приезжали, их ставили и записывали программы).
Сидит Ольга Александровна Виноградова, она записывала итоговую аналитическую программу «Наш город», в которую входили все новости за неделю. Она в очках, серьезная, программу ведет, на ней голубой пиджак. Кричат рекламным агентам: «Тихо!» — все снимают с телефонов трубки. Дописали, Ольга вся такая прекрасная из-за стола встает, и я вижу, что у нее сверху эфирный пиджак, а внизу — шорты и шлепанцы. Думаю, какое интересное телевидение вообще.
Первый рабочий день я очень плохо помню, смутно. Нас повели в студию пробовать что-то изобразить из себя. Дальше откуда-то из темноты вышел Сергей Малин, он был очень небрит. Он нас стал обнимать, такой радостный… Впоследствии он реально всегда помогал, поддерживал.
У нас была маленькая зарплата, но она все равно была больше, чем стипендия. Каждый день происходило что-то интересное, новое. Ольга Виноградова сдавала диплом, а мы взялись за ее программу «Наш город».
С зимы 1998-го года начались новости. В институт я практически не ходила и каким-то чудом выпустилась с красным дипломом. На вопросы про пропуски я отвечала, что работаю по специальности. Потом была программа «Раньше некуда». Я была кейсовиком. Контора покупает разные газеты и журналы, ты ищешь интересные вещи, факты, сценарист вставляет их в основной сюжет.