Что касается технического оснащения – проблема заключалась в том, что с 2011 года, когда был уволен Сергей Викторович Васянин, и частный «Экспресс» переживал период смены директоров, не было ни политической воли руководства, ни свободных денег для того, чтобы регулярно обновлять средства производства. Это касается всего, начиная от специального программного обеспечения и заканчивая тем, с чем работают наши операторы. Это капиталоемкая сфера, потому что потребовалось сразу много дорогостоящего оборудования.
Большой студийный павильон, который представлял собой просто ужасное зрелище, попадая в кадр, производил удручающее впечатление. Мне это очень не нравилось. Поэтому мы за достаточно короткий промежуток времени, спасибо нашей финансовой и хозяйственной службе, сумели привлечь и государственные, и собственные средства, чтобы все обновить.
Обновленное оборудование и программное обеспечение улучшает и само качество продукта, того, что мы называем картинкой, уменьшает количество необходимого рабочего времени, которое нужно потратить на производство единиц контента.
При всем этом мы не должны стоять на месте, потому что телевидение – это сфера, которая должна постоянно развиваться. По моему мнению, как минимум раз в пять-шесть лет необходимо обновлять качество картинки и применять технологические приемы, которыми пользуются более передовые коллеги. И те средства, которые мы зарабатываем уже самостоятельно, дают нам возможность в перспективе, не нагружая областной бюджет, постепенно уйти от практики революционных, глубоких технических перевооружений и сделать их постоянным процессом, который будет более плавным, но идти постоянно.
Хочу отметить: сейчас рейтинги телесмотрения говорят нам о том, что телеканал «Экспресс» по объему своей аудитории не уступает, а в некоторых случаях даже неплохо конкурирует с телевизионными проектами из первого и второго федеральных мультиплексов. То есть наш канал в определенные промежутки времени смотрят больше людей, чем некоторые общероссийские. Я считаю, это очень большое достижение нашей творческой команды, оно базируется на профессиональном подходе, на творческом энтузиазме.
У такого успеха две составляющие: производство наших собственных программ и трансляция того, что мы закупаем у Национального телевизионного синдиката. То, что мы делаем сами, — в основном информационный, развлекательный и публицистический контент, который интересен именно жителям Пензенской области. Это тот информационный продукт, который люди потребляют с целью идентифицировать себя в окружающей реальности, понимать, где они живут, что происходит в регионе, в городе, и следить за теми процессами и теми явлениями, которые интересны конкретной целевой аудитории. Это касается спортивных, краеведческих программ, развлекательных проектов, рубрики в утреннем шоу, программы о животных и так далее. Все это базируется на том, что все-таки мы ориентируемся именно на местную аудиторию.
А закупить, конечно, можно всякое, в том числе то, что смотреть никто не будет. И здесь, опять-таки благодаря профессионализму наших продюсеров и программного отдела, мы приобретаем именно то, что попадает в нашу аудиторию и поддерживает интерес к телеканалу, разогревает зрителя перед выходом тех программ, которые мы самостоятельно производим.
Что касается новостей – это именно тот продукт, ради которого и существует региональное телевидение. Это основная сфера нашего вещания, ежедневная, которая отнимает максимум трудовых и временных ресурсов.
На нынешнем этапе творческая конкуренция в сфере новостного вещания сильно затруднена прежде всего тем, что ежедневная событийная повестка не такая богатая и не такая разнообразная. Соответственно, журналисты не могут показывать одно и то же с разных сторон, потому что в принципе это невозможно. Гоняться за одними и теми же новостями и показывать их в трех-четырех вариантах, мне кажется, безумно. Поэтому мы на сегодняшний день и пошли по пути творческой конвергенции и кооперации с телекомпанией «Наш дом».
Ввиду того, что учредитель у нас один и тот же — государство, нам стало проще договариваться и находить точки соприкосновения, в том числе в части редакционной политики. В остальном они хозяйственно, юридически независимые, с собственной коммерческой службой на рынке, и мы до сих пор с ними конкурируем. Я хочу это подчеркнуть. То есть нет никакого треста по продаже рекламы на государственном телевидении, на государственных радиостанциях. Коммерческое соперничество осталось, оно никуда не денется.
Некоторые сотрудники перешли с «11 канала» на «Экспресс». Я слышал от менеджеров, которые туда пришли после смены руководства, что они увидели плачевную ситуацию, связанную со сферой оформления трудовых отношений, зарплатами и налоговыми отчислениями. Были достаточно большие проблемы. А здесь появилась возможность поменять место работы, и коллеги, которые работали на «11 канале» и намучились с экономической нестабильностью, ею воспользовались.
По рассказам, там была достаточно нервозная обстановка в коллективе и во взаимоотношениях с руководством. Мы предложили наиболее уважаемым коллегам перейти на работу к нам, и, хочу сказать, были достаточно серьезные переговоры. Смысл всей этой истории с приобретением контрольного пакета акций «11 канала» заключался именно в том, что мы взяли к себе творческих людей оттуда, не только журналистов, но и операторов и монтажеров. До того, как там сменился собственник, это было невозможно.