В контрольно-счетной палате Пензы назвали нерациональным возмещение расходов СМУП «Пензалифт», в аренде у которого находится все троллейбусное хозяйство города.
Председатель контрольно-счетной палаты Пензы Елизавета Кошель назвала неправильной ситуацию, при которой городской бюджет возмещает многомиллионные затраты СМУП «Пензалифт», связанные с троллейбусными перевозками. Выступая на комиссии пензенской Гордумы, она подчеркнула, что такое положение дел не соответствует направлению на развитие общественного транспорта.
«Создается впечатление, что мы не развиваем транспорт, а только несем расходы, которые неэффективны,нерациональны. У нас есть нормативные акты, по которым предоставляются льготы отдельным категориям граждан – малоимущим, детям из многодетных семей. Поддержка должна быть адресной и целенаправленной. А когда мы возмещаем затраты предприятию, которое на электротранспорте перевозит всех – и бедных, и богатых, то я, как представитель контрольного органа, считаю, что это неправильно», – подчеркнула Кошель.
Напомним, у СМУП «Пензалифт» находится в аренде электротранспортное хозяйство, ранее принадлежавшее МУП «ППП». Когда муниципальный перевозчик обанкротился, «Пензалифт» был вынужден взять на себя троллейбусные перевозки – предприятие выступало гарантом перед банком, когда МУП приобрел в лизинг 15 троллейбусов. Теперь «Пензалифт» не только ведет лизинговые платежи, но и несет расходы по аренде и обслуживанию транспорта.
С 1 июля 2015 года возмещение понесенных затрат осуществляется за счет бюджета Пензы. Как отметила Елизавета Кошель, в 2015 году СМУП «Пензалифт» получил от города 61,6 млн рублей – это разница между доходами предприятия от перевозки пассажиров (70,8 млн) и реальными затратами (132,4 млн), полученными за пять месяцев прошлого года.
Затраты возмещаются, исходя из предоставленных «Пензалифтом» расчетов, по которым тариф на проезд составляет 33 рубля 80 копеек. Однако в управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области предприятие представило другие данные. В соответствии с ними, предельный тариф на перевозку пассажиров троллейбусами установлен в размере 20 рублей 89 копеек. Кошель возмутилась, почему город должен покрывать непонятно откуда взявшуюся разницу между тарифами.
Присутствовавший на комиссии депутат Виктор Воробьев, занимающий должность и.о. директора СМУП «Пензалифт», не смог толком объяснить, как сложилась такая ситуация.
«Елизавета Дмитриевна, когда я работал в «Горводоканале», и мы представляли тариф, нам говорили – такой не пройдет», – апеллировал Воробьев к своему управленческому опыту.
Он добавил, что тариф 33,8 рублей – все же ближе к реальному.
Сейчас за счет бюджета возмещаются даже выплаты по лизингу троллейбусов. По этой статье расходов «Пензалифт» получил в 2015 году 13 млн 340 тысяч рублей. Платежи рассчитаны до 2018 года. Но вот проблема – после того, как все деньги будут выплачены, 15 новых троллейбусов могут оказаться в конкурсной массе МУП «ППП».
«То есть город потратил бюджетные средства на приобретение этих троллейбусов, но в собственности их иметь не будет», – предупредила Кошель депутатов.
Сможет ли город выкупить эти троллейбусы впоследствии – тоже большой вопрос: не факт, что на это хватит денег. Вернуть их в счет долга, который имеет МУП «ППП» перед городом, не получится – доходы от продажи имущества МУПа, по закону, поступают предприятию, а не в бюджет.
Виктор Воробьев заверил: «О том, чтобы потерять 15 троллейбусов речи не идет». По его словам, конкурсный управляющий МУП «ППП» Флит Гаффанов сделал предложение, по которому «Пензалифт» должен возместить те затраты, которые обанкротившийся перевозчик понес по первичному выкупу, – это около 10 млн рублей. Это шанс сохранить троллейбусы в городе.
На вопрос, не обанкротится ли предприятие, ведь платежи по лизингу будут идти еще два года, Воробьев ответил, что при той поддержке, которую оказывает бюджет, этот сценарий предприятию не грозит.
«А, ну с помощью бюджета… Тогда все понятно, конечно», – сказала возмущенно Елизавета Кошель.
Возмещение лизинговых платежей за транспорт, который может войти в конкурсную массу, она назвала расточительством, и, кроме того, подчеркнула, что такая практика неправомерна. То, что «Пензалифт» выступал поручителем, и то, в какую ситуацию он попал после банкротства МУП «ППП», согласно Гражданскому кодексу, трактуется как «риск убытков от предпринимательской деятельности». Возмещать затраты предприятия из бюджета в таком случае нельзя, подчеркнула Кошель и рекомендовала чиновникам мэрии плотнее заняться транспортным вопросом.
«У нас есть программа по развитию транспорта, на нее закладываются бюджетные деньги, но никакого развития, как я считаю, мы не видим», – сказала она.
По сути, заложником сложившейся ситуации оказался не только «Пензалифт», но и город. Без бюджетной поддержки сохранить троллейбусы вряд ли получиться. Чтобы сделать электротранспорт прибыльным, как это было во время существования МУП «Горэлектротранс», нужно повышать проезд, но это вызовет социальную напряженность. Сокращать штат предприятия – невозможно, не позволяет трудовое законодательство. Выплачивать из бюджета меньшие суммы нельзя – «Пензалифт» разорится. Остается сохранять статус-кво, но и тут есть проблемы – МУП «ППП», судя по всему, будет настаивать на расторжении договора аренды троллейбусного хозяйства. Этот вопрос властям города предстоит решить в кратчайшие сроки: 27 октября истекает срок договора.