Ведущий программы «События» и спортивного блока новостей, корреспондент, автор утренних рубрик и проектов, продюсер и даже оператор – Александр Маркеев за десять лет работы в медиахолдинге «Экспресс» досконально изучил телевизионную кухню, попробовав свои силы практически во всех сферах. Путь к освоению профессии был тернист, но врожденное языковое чутье и настойчивое стремление к творческому развитию постепенно помогли ему стать одним из лучших журналистов теле

О своих первых шагах, наиболее запомнившихся съемках и атмосфере в сегодняшнем коллективе он рассказал заместителю главного редактора ИА «Пенза-Пресс» Анне Балашовой в интервью, приуроченном ко дню рождения холдинга.

- Саш, расскажи, как ты решил прийти на «Экспресс»? И помнишь ли, какими были первые впечатления?

- Это было 10 июня 2010 года. Я позвонил на «Экспресс» и попросился на телеканал, решил попробовать себя в журналистике. Я сказал, что не имею опыта работы в этой сфере, но с русским языком, вроде как, у меня проблем нет и никогда не было.

Я сделал несколько текстовых заготовок на спортивную тему. Помню, больше всего тогда редакторы оценили мой разбор матча Лиги чемпионов «Милан» - «Ливерпуль», одного из самых красочных за всю историю футбола. Я принес текст, его посмотрели и сказали: «Окей, у тебя есть журналистские задатки, оставайся. Поработаешь на съемках, посмотрим, что из этого получится».

Чуть ли не в этот же день на «Экспрессе» стартовал проект «Свидание с ТВ-3». Набирали монтажеров, операторов, журналистов, ведущих рубрик и программ. И было боязно, что я пришел без какой-либо подготовки, а на этот проект шли люди талантливые, среди них были те, кто уже имел какой-то опыт работы в этой сфере. Но в итоге свой личный кастинг я прошел.

Когда я пришел на «Экспресс», то осознал, что вообще не понимаю, как устроено телевидение. Я, конечно, смотрел телевизор, но не имел даже примерного представления, как все выглядит изнутри. Первое впечатление – будто ты находишься в сумасшедшем муравейнике, потому что все куда-то бегут, что-то делают ко времени. Поэтому я поначалу немного растерялся, и, если честно, даже возникла мысль: «А надо ли мне все это?» Ведь одно дело – попробовать, но когда мне предложили остаться, ездить на съемки, я уже серьезно задумался, не стоит ли мне что-то спокойнее поискать. Это первое ощущение.

- Долго ли длилось это ощущение? Когда ты начал понимать, что вливаешься, почувствовал, что это твое, то, чем дальше хотелось бы заниматься?

- Когда я понял, что вливаюсь, прошло полгода минимум, это точно. Потому что первое время был какой-то ад сплошной, обучение с нуля. После того, как я прошел «курсы молодого бойца», постепенно начал втягиваться и понял, как, что и, главное, когда нужно делать.

- Ты на тот момент еще учился в университете? Как удавалось совмещать работу с учебой?

Я на тот момент окончил третий курс экономического факультета пединститута, учился на специалиста по финансовому кредиту. На самом деле я еще со старших классов школы хотел попробовать себя в журналистике, но меня всячески отговаривали родные, твердили мне, что это все несерьезно. Но я всегда чувствовал желание заниматься этим. Наверное, любовь к письму у меня проснулась из-за того, что с русским языком проблем было всегда мало, присутствовало языковое чутье. Поэтому и захотелось работать со словом, развиваться в этом направлении.

Но я так и не поступил на журфак. Буквально за месяц до подачи документов меня переубедили, и я пошел учиться на экономический факультет, к чему душа не лежала совершенно. Но так получилось, что спустя несколько лет я все равно пришел в журналистику.

Я учился очно, но университет, скажу честно, на старших курсах посещал нечасто – ходил только на какие-то серьезные семинары, лекции. Тогда учиться было проще, к студентам никто особо не привязывался по поводу посещаемости. О моей стажировке на «Экспрессе» в вузе узнали не сразу – спустя месяца три-четыре, наверное. Я бы не сказал, что очень старался совмещать – приоритет был отдан работе.

И, кстати, немного забегая вперед, - темой моей дипломной работы была инвестиционная привлекательность Пензенской области, и благодаря тому, что я на тот момент около года пробыл на «Экспрессе», в ней были какие-то конкретные понятия, которые я узнал на телевидении, в том числе, благодаря съемкам с экс-губернатором Василием Кузьмичом Бочкаревым. Преподаватели были удивлены, откуда я все это знаю. Моя работа была засчитана как одна из лучших, хотя я особо в университет не ходил, если уж честно признаться.

- Ты сказал, что близкие поначалу не особо поддерживали твое желание работать в сфере тележурналистики. Когда ситуация начала меняться и как сейчас родные относятся к твоей работе?

- Когда ситуация начала меняться, точно не могу сказать. Наверное, как раз спустя первые полгода. Все это время я озвучивал сюжеты не сам: я не мог делать это на должном уровне, чтобы потом можно было давать в эфир. Мне ставила речь Наташа Ильина, мы занимались с ней часто, бывало, что по несколько раз в день.

И вот когда я начал свои сюжеты озвучивать сам, когда появилась плашка с титром «репортаж Александра Маркеева», тогда родные уже начали присматриваться и подумали, что у меня что-то получается. Сейчас-то вопросов нет, потому что я за десять лет на телевидении чем только не занимался – и утренними рубриками, и проектами, и новостями, и вел выпуск новостей. Теперь меня пытаются подтолкнуть к какому-то творческому росту в этой профессии. Скорее всего, речь идет о каком-то авторском проекте.

- А ты бы хотел заняться созданием своего авторского проекта?

- Думаю, если бы я этим занялся, то, несомненно, он был бы связан со спортом. Все остальное – то, чем я могу заниматься, но к чему не особо лежит душа.

- Ты сказал, что пробовал себя на телевидении во многих сферах. Расскажи подробнее, с чего ты начинал, каким был твой профессиональный путь?

- Сначала я около года работал на новостях, первый мой сюжет был спортивный – про водное поло. Я разбирался в спорте, но не понимал, как писать о нем, какая должна быть подача. Благо, редакторы всегда поддерживали, поэтому все получилось.

Потом я на год ушел в армию, первым моим телепроектом стала «Жалобная книга» (16+). Потом появилась утренняя рубрика «Фристайл» (16+) параллельно с прямыми эфирами новостей. В 2015 году я начал вести сначала спортивный блок, потом – весь новостной выпуск. В прошлом году утреннюю рубрику заморозили – за пять лет мы сняли более 400 выпусков, в принципе, тема себя не исчерпала, но она немного приелась. Поскольку «Утро на «Экспрессе» (16+) у нас периодически меняется, мы пришли к выводу, что пока ее нужно убрать. Может быть, однажды она вернется.

Также у меня есть опыт замещения шеф-редактора, а сейчас я пробую себя в роли продюсера. Это абсолютно новая для меня работа, творчества тут мало, больше нервов. Несколько раз я даже сюжеты снимал на видеокамеру вместо оператора. Поэтому сейчас могу сказать, что видел процесс создания новостей на телевидении практически со всех сторон, знаю его досконально, кроме, разве что, монтажа.

- Ты упомянул о том, что несколько раз приходилось работать оператором. Как так получилось?

- Это было зимним вечером, мы снимали расчистку дорог от снега. Оператору стало плохо, мы дали ему понюхать нашатырь. Снимать он не мог, а деваться было некуда. Пришлось брать камеру, несколько планов я снял точно. Потом коллеги с другого телеканала помогли, рассказали, что и как делать.

- А можешь вспомнить еще какие-то нештатные ситуации, которые случались за годы работы?

- Первое, что приходит в голову, - это самое начало журналистской карьеры. Обычно на съемки одного сюжета отводится около часа. Мы снимали про то, что один из жителей Пензы оборудовал баню на колесах в своем грузовике. Тогда еще никаких ни срубовых бань не было, ни, тем более, переносных, только стационарные. Мужчина пригнал грузовик к пруду на Засеку, и мы потратили, наверное, часов пять: парились, купались, все в рамках съемок, конечно. Благодарен редакторам за то, что никто на меня тогда не поругался. Это был один из моих лучших сюжетов в начале карьеры, я до сих пор некоторые фрагменты закадрового текста помню дословно.

Вообще у нас происходит всякое, операторы теряются на съемках. Такое бывает очень часто, особенно на выездах в район. Бывает, свет в студии выключают, пока идет переключение на генератор, суфлер тухнет, а эфир какие-то секунды еще идет. Пару раз такое в моей практике случалось. Приходится импровизировать. Но это закаляет, и если в первые разы страшно, то потом уже даже ждешь этого, чтобы появился шанс поимпровизировать. Если на федеральных каналах ведущие могут свободно общаться, то здесь, когда ты привязан к тексту и хронометражу, иногда хочется таких ситуаций, чтобы была какая-то встряска.

- Ты сказал, что смог освоиться благодаря поддержке коллег. Кто твои первые учителя?

- Когда я пришел, редакторами были Роман Маслов и Дмитрий Инюшкин. За первые шаги им большое спасибо. Да, у меня многое не получалось, и им хватало терпения объяснять, учить. Бывает, люди приходят и очень быстро вливаются в работу. Но про себя я бы не сказал, что очень быстро влился – мне было тяжело, и, наверное, я иногда немного ленился что-то делать. За эти десять лет у нас на «Экспрессе» поменялось много людей в разных структурах, и все равно эта школа осталась основной, какие бы изменения ни происходили. И в каких-то спорных моментах я руководствуюсь теми советами, которые были мне даны на первоначальном этапе.

Когда я вернулся из армии, Дмитрий Николаевич стал обозревателем, а Анна Ширчкова - редактором. Она тоже очень многому меня научила, я благодарен ей за журналистскую закалку.

Елена Никитина, нынешний пресс-секретарь команд «Лагуна-УОР» и «Юность», тоже делилась со мной своим опытом. Когда я пришел, у нее были свои спортивные программы и рубрики, это один из лучших спортивных журналистов Пензенской области, на мой взгляд. Поначалу она казалась недосягаемой звездой. Потом мы с ней притерлись, подружились, до сих пор поддерживаем общение.

Главное, чему я научился у нашего бывшего журналиста Леры Марковой, - это не доверять сразу полученной информации. Много фейков, много вбросов, и надо все проверять. Лера всегда подходила к этому крайне ответственно, и в своей работе я следую ее примеру.

- А когда ты сказал о людях, которые приходили и быстро вливались в работу, - кого ты имел в виду?

- Одна из таких людей – Анна Ивахина. Она пришла где-то спустя год после меня, и у нее все получалось очень быстро и легко. Это один из самых сильных журналистов «Экспресса» за все время. У нее всегда были свои «фишки», я и сейчас периодически смотрю ее сюжеты на самарском телеканале «Губерния» и вижу их. У нее – своеобразный подход к работе, я такой очень мало у кого видел, даже у федералов.

- Сейчас ты пробуешь новую для себя сферу деятельности – продюсирование. Расскажи об этом.

- Это предложение поступило мне не впервые за последнее время. Я считал, что это совсем не мое, поэтому несколько раз удавалось аккуратненько «соскочить». Работа продюсера подразумевает постоянные звонки, нужно договариваться о съемках, это мне немного не по душе, ближе все-таки творческий процесс. Но я постепенно втягиваюсь, посмотрим, что получится. Это для меня что-то новое, думаю, попробовать стоит. К тому же, я могу совмещать эту работу с новостными съемками и эфирами.

- Саш, я знаю, что у тебя есть опыт освещения события федерального масштаба, а именно – пресс-конференции президента Владимира Путина. Как это было?

- Два года подряд я ездил на пресс-конференцию Владимира Путина. Туда съезжаются журналисты со всей России. Например, в прошлом году, насколько мне известно, было под две тысячи человек аккредитовано. Все суетятся, делают свою работу, кто-то выходит в прямой эфир, получается такая журналистская «каша». В целом эта атмосфера дает новые знания о том, как работать в более экстремальных условиях. Потому что заканчивается пресс-конференция, на «Экспрессе» вечерние новости выходят через час-два после этого, нужно успеть все записать. А вокруг тебя коллеги суетятся, каждый для своего телеканала что-то пишет, печатает или говорит в прямом эфире. Очень интересный опыт.

- Как бы ты охарактеризовал рабочую обстановку в сегодняшнем коллективе телеканала?

- Несмотря на то, что за последний год с момента, когда «Экспресс» стал государственным медиахолдингом, здесь многое поменялось в плане структурной организации, появилось много новых лиц, ушли некоторые «старички», атмосфера в коллективе сохранилась очень дружеская, мы друг друга поддерживаем. Причем дружим и вне стен «Экспресса» - раз в несколько месяцев ходим вместе куда-то. Поэтому у нас все легко и просто, мы не делим между собой сюжеты, никто не отнимает работу у другого. Наш новый редактор Елена Волкова, которая работает с нами последние полтора месяца, на мой взгляд, очень быстро влилась в коллектив. Мы боялись, что с ее приходом у нас что-то в коллективе сильно поменяется, но на самом деле нет. Скорее, даже наоборот - мы ее меняем.

Поэтому в нашем коллективе все прекрасно, я рад, что работаю с этими людьми. Ничего бы менять не стал, меня устраивает абсолютно все, на 100%.

- Какие у тебя планы на будущее?

- Возможно, будет какой-то спортивный проект. Опять же, я не хочу отнимать работу нашего спортивного обозревателя Петра Голубева, но если бы появилась возможность нам делать программу вдвоем, то, я думаю, родилось бы что-то интересное. И было бы здорово, если быпри этом мы могли взаимодействовать в прямом эфире.

- Что бы ты хотел пожелать коллегам в день рождения медиахолдинга?

- Хочется, чтобы на «Экспрессе» было побольше креативных проектов, чтобы люди продолжали развиваться, как это сейчас происходит, не боялись высказывать свои творческие идеи и находили поддержку. Хочется в эфире увидеть что-то необычное. Понятно, что велосипед мы уже не изобретем, но, по крайней мере, было бы здорово создавать интересные продукты. Как, например, новый проект «Наша фишка» (16+) с Алексеем Седовым, премьера которого как раз на днях состоялась на телеканале. Если будет творчество и будет поддержка, то у нас все будет хорошо. Первый год прошел, в принципе, замечательно.

БЛИЦ-ОПРОС

- За что ты любишь свою работу?

- За то, что это постоянно новые эмоции, знания, знакомства.

- Какие навыки нужны тележурналисту-новостнику?

- Умение работать быстро, ориентироваться по ходу ситуации, задавать вопросы так, чтобы собеседник не вышел из себя, если речь идет о чем-то неудобном. В этом плане есть чему поучиться у главного редактора радио «Эхо Пензы» Семена Семеновича Вахштайна, который зовет гостей в студию, начинает издалека, и потом, когда собеседник подготовлен, задает ему вопрос в лоб. И человек не может уйти от ответа, потому что диалог уже построен.

Стрессоустойчивость также нужна, как и, наверное, на любой работе. И умение организовывать свое время, потому что в течение дня много всего происходит, и если ты где-то выбился из графика, то потом очень сложно наверстать. Ведь у нас все подвязано ко времени. А теперь мне еще нужно организовывать не только свое время, но и еще 10 человек в редакции.

- Любимая программа на телеканале «Экспресс»?

- Честно говоря, в последнее время нечасто смотрю «Экспресс» - в связи с рождением ребенка у нас дома по телевизору, в основном, идут мультики последние полтора года. Единственная программа, которую я знаю от и до и чаще всего смотрю, - это «События» (16+).

- Кто из коллег оказал на тебя наибольшее влияние и почему?

- Я никогда об этом не думал. Но если брать журналистскую работу, то, наверное, это Дмитрий Николаевич Инюшкин. Мне всегда нравился его подход к тому, что он делает, как он умеет объяснять. И время от времени я стараюсь его «фишечками» пользоваться, хоть он уже давно здесь не работает. Мы с ним не всегда ладили, но все равно я к нему замечательно отношусь и всегда буду говорить, что он – один из лучших наставников, которые у меня когда-либо были.

- Как проводишь свободное время?

- Футбол – это хобби, которое со мной на протяжении всей жизни. Сейчас, конечно, я мало играю, потому что много работы, дома – ребенок. Книги в последнее время перестал читать, потому что перед глазами в течение дня - очень много текста. Думаю, позже я снова к этому приду.

Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies